На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИФ+КИБ: солнце неспящих

Даже побывав на конференции, тяжело дать однозначный ответ на один из главных вопросов ее завсегдатаев – о том, выиграла ли она или проиграла в результате объединения в рамках одного мероприятия двух конфереция – РОЦИТовского РИФа (Российскго Интернет-форума) и Конференции «Интернет и бизнес» от одноименной ассоциации. С одной стороны, организаторы заявляют, что объединение было осуществлено по «творческим» мотивам, и кризис тут ни при чем, с другой – если раньше участники могли выбирать между более «официозным» РИФом и более «коммерциализированным» КИБом, то теперь они такой возможности лишились и вынуждены довольствоваться неким «средним арифметическим».

Впрочем, в плане организации мероприятие прошло на довольно высоком уровне, и даже недостаточное количество сидячих мест на отдельных секциях сигнализирует, скорее, о грамотной работе маркетинговой и PR-служб конференции, а также о повышенном интересе к затрагиваемым на ней темам, чем о каких-то серьезных технических недочетах. Из уст постоянных участников КИБа и РИФа приходилось слышать разные отзывы – от «Скучно, каждый год одно и то же» до «Было очень интересно». Судя по всему, настроение участников менялось в зависимости от посещенных ими секций, докладов и неофициальных мероприятий в рамках конференции, последние из которых по сути сводились к обычным фуршетам с алкогольными напитками.

Если судить по одному дню, проведенному на конференции, в части круглых столов и докладов были как весьма успешные выступления, так и неудачи. К последним стоит отнести активную саморекламу отдельных компаний, представители которых тратили отведенное им время на чтение с выражением собственных пресс-релизов, отказ докладчиков отвечать на некоторые интересные вопросы из зала и даже упоминать всуе бренды конкурентов (лучше заговорщически говорить «одна компания»).

Например, секция с многообещающим названием «Мобильный интернет в России», ведущими которой выступили Андрей Себрант из «Яндекса» и Алексей Беляев из Ассоциации «Интернет и бизнес». Она вызвала настолько живой интерес у публики, что львиная доля времени, отведенного на вопросы докладчикам из зала, ушла на то, чтобы освободить перманентно забитый опаздывающими слушателями вход в помещение.

Тем временем генеральный директор компании MobileDirect Михаил Гетманов, цитируя основателя Google Эрика Шмидта, рассказывал о способах монетизации аудитории мобильного Интернета. По его данным, некоторые из 50 тыс. сайтов, составляющих мобильный Рунет, уже зарабатывают десятки тысяч долларов, хотя монетизацией аудитории в том или ином виде занимаются около 90% таких ресурсов. При этом основным источником их дохода являются разнообразные платежи пользователей, а не реклама, и чаще всего облегченная мобильная версия сайта используется для привлечения внимания к основной, на которой уже размещается реклама.

Выступавший следующим представитель Yota Алексей Дробот рассказывал о том, что «аудио- и видеосервисы одинаково востребованы в России и в США» и обещал, что к концу года его компания предоставит своим абонентам доступ к 50 телеканалам со стереозвуком. К тому времени у нее уже будет порядка 400 тыс. клиентов в двух столицах и нескольких крупных российских городах, тогда как сейчас их всего 50 тыс., и все они представляют Москву и Санкт-Петербург. К концу же следующего года Yota планирует увеличить свою абонентскую базу до 600-800 тыс. пользователей. Докладчик не удержался от подробных рассказов о тарифных планах Yota и особенностях «первого в мире коммуникатора с Mobile WiMax интерфейсом» HTC Max 4G, однако был своевременно прерван Андреем Себрантом.

Занявший микрофон следом исполнительный директор ЗАО «Грамант» Анатолий Филин назвал свой доклад «Мобильные войны: Борьба между сервисами и приложениями в мобильном мире». Он говорил о наблюдающемся в последнее время противостоянии программных приложений и сервисов, приведя в качестве примера успешной бизнес-модели первых App Store, а вторых – i-mode, провалившийся за пределами Японии. Особенностями мобильного интернета по сравнению с обычным являются другая роль провайдера (оператора) и отсутствие доминирующих платформ. В России наблюдается многолетнее отставание в технологическом плане от Японии, где i-mode позволил расширить функционал смартфонов настолько, что их пользователи могут не носить с собой наличные деньги и кредитные карты.

О пользователях мобильного интернета в России рассказал руководитель отдела исследований SpyLog Сергей Кедров. Аудитория мобильного Рунета составляет порядка 450 тыс. пользователей в день, предпочтения которых заметно отличаются от вкусов пользователей Интернета обычного. Месячная же аудитория составляет 3-3,5 млн пользователей – это 3% от аудитории обычного Интернета. В среднем, мобильные пользователи просматривают в 1,5-2 раза меньше страниц, чем «обычные», и в отличие от последних, не снижают своей активности по выходным. С мобильных устройств чаще всего читают bash.org.ru (около 62 тыс. мобильных пользователей в день, многие из которых являются владельцами iPhone), посещают букмекерский сайт marathonbet.com, а также mylivepage.com, rian.ru и utro.ru. Необъяснимым образом 47% аудитории сайта ingushetia.org заходят на него с помощью мобильных устройств.

Более половины пользователей мобильного Рунета используют различные модели Nokia, более четверти – Sony Ericsson, 7% - iPhone, который является лидером среди конкретных моделей. При этом большинство пользователей iPhone посещают «деловые» сайты вроде «Коммерсанита» или «Эха Москвы». Лидерами мобильного Интернета в России, по мнению Сергея Кедрова, являются более популярный, но менее технически развитый Mail.Ru, и «Яндекс», который, возможно, пока несколько уступает конкурентам по объему аудитории, но обладает более современными технологиями. Как отметил Андрей Себрант, роль поиска в мобильном интернете другая, и пока «Яндекс» не будет продвигать его в этой сфере, зато реклама «Яндекс.Директ» в мобильном Рунете уже используется. Также в число лидеров традиционно входят «Одноклассники» и «В Контакте».

Коммерческий директор «Скай Линк» Андрей Цыбаков говорил довольно много, но все это почему-то, в основном, касалось истории его компании и ее достижений на рынке. Сегодня половину выручки «Скай Линку» приносит мобильная передача данных, а драйвером своего роста компания видит контентную тарификацию, в качестве примеров которой можно привести тарифы «Безлимитные Одноклассники» и «Безлимитный ЖЖ». Причем в последнем случае, т.к. внешние сервисы тарифицируются отдельно, за просмотр видеоролика с YouTube в чьем-либо блоге уже придется доплачивать. Никакого влияния кризиса, по словам докладчика, компания не испытывает – впрочем, те же слова звучали из уст почти всех участников конференции.

Из-за нехватки времени Арно Канье (Arnaud Caigniet), представляющему Opera Software, пришлось вещать без перевода, что, в общем, не сделало его доклад менее интересным. Умело обходя вопросы, касающиеся планов компании в той или иной сфере, он озвучил интересные статистические данные и поделился своими наблюдениями. 30% мобильного браузинга в России, по статистике серверов Opera, приходится на «В Контакте». Далее следуют сайты знакомств («Because Russia is very hot country!») и ресурсы, позволяющие скачивать разнообразный контент. Поисковые запросы в системе Google все чаще осуществляются через google.ru (75%), а не google.com, как раньше. Инициативы же по созданию специальных «мобильных» доменов вроде .WAP или .MOBI представляются докладчику непонятными, т.к., по его мнению, можно вполне обойтись мобильной версией сайта в зоне .COM или любом другом национальном домене.

В течение небольшого перерыва между секциями удалось оценить выставку со стендами пары десятков российских интернет-компаний, наиболее шумной из которых оказалась VideoClick со своими бесконечными конкурсами. Секция про электронные платежные системы не заставила себя долго ждать, началась вовремя и поначалу даже казалась очень хорошо подготовленной.

Такое впечатление создал выступавший первым Олег Покровский, который представлял сервис по приему платежей Robokassa. Он вкратце рассказал об основных тенденциях на рынке, который, естественно, тоже не заметил никакого кризиса. Видимо, г-н Покровский должен был выступить с неким вступлением перед более развернутыми докладами других участников. Но, забегая вперед, отметим, что в силу неведомых причин его вступительное слово так и осталось самым интересным из всего, что было сказано за последующие 1,5-2 часа. Итак, пользователи постепенно отказываются от долларов и в электронном виде (WMZ), предпочитая им рубли, отмечается рост компаний «Яндекс.Деньги», MoneyMail, QIWI и «Элекснет»; после резкого взлета несколько «просел» «Единый кошелек». Возрастает роль агрегаторов платежей, платежных терминалов и банков, а стремящиеся попасть на рынок новые компании, находящиеся на стадии стартапа, Олегу Покровскому «искренне жаль», т.к. все ниши уже плотно оккупированы более развитыми и известными игроками.

Если отбросить из длинного выступления заместителя гендиректора «Яндекс.Денег» Натальи Хайтиной рассказы о достижениях и клиентоориентированности ее компании, можно отметить, что «Яндекс.Деньги» планируют активно работать над проектами по привязке банковской карты к счету в системе, наподобие партнерства с «Альфа-Банком». В таких случаях с пользователя взимается намного меньшая комиссия по сравнению с традиционно популярными в России терминалами мгновенной оплаты.

Представитель WebMoney посвятил почти все свое выступление рассказу о прелестях использования сравнительно нового продукта компании – Keeper Mini. По его словам, при выборе между удобством и безопасностью пользователи последнего получают удобство, а «золотую середину» найти очень сложно. В ближайшее время будет реализовано пополнение кошельков через банки, а также идентификация в Keeper по отпечаткам пальцев. Взявший слово после вопроса одного из слушателей директор по внешним связям WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе сообщил, что 25% регистраций и транзакций в системе его компании осуществляется через мобильные телефоны.

Руководитель «Единого кошелька» Константин Шилов вещал об особенностях рынка ЮАР, на который недавно вышла его компания, а следом глава PayCash Виктор Достов цитировал Бориса Гребенщикова, что происходит пугающе часто на совершенно разных IT-мероприятиях. Цитата про «молодую шпану» вела к тому, что мобильные платежи, несмотря на всю свою «перспективность», не смогут полностью заменить другие способы оплаты товаров и услуг.

Выступление представителя «Океан-Банка» превратилось в презентацию проекта «Платеж.Ru», о котором большинство присутствующих были и так наслышаны. Сергей Тулаев из Planet3 заявил, что «мобильные платежи затыкают дыру в рынке, которую невозможно заткнуть иначе». Он напомнил, что с помощью мобильного телефона чаще всего оплачиваются незапланированные спонтанные покупки, и назвал 2008-ой «годом победного шествия мобильных платежей». Говоря же о микроплатежах, он отметил, что за последние 2 года ими воспользовались 25-30% аудитории Рунета.

Презентация QIWI была адресована представителям бизнеса, раздумывающим о подключении оплаты своих товаров и услуг через платежные терминалы. В завершение секции почти все без исключения докладчики оценили перспективы PayPal в России как весьма туманные и в один голос заявили, что не хотели бы быть свидетелями резких движений законодателей.

Гораздо более интересной обещала быть следующая секция, посвященная электронным билетам, к началу которой в зале были заняты все сидячие места, а часть слушателей была готова послушать докладчиков стоя. К сожалению, к концу секции зал заметно поредел и в нем появилось достаточно свободных мест. Вероятно, отчасти это было связано с приближением вечера и пробок на пути в Москву, а также стремлением уходивших посетить секции, проходящие параллельно в соседних залах. Но вместе с тем нельзя и не отметить, что выступления многих докладчиков на самом деле оказались довольно скучными.

Хотя начиналось все довольно неплохо. Представитель iKS-Consulting рассказал о том, что в 2009 году рынок ожидает снижение количества перевозимых пассажиров. Однако услуги покупки билетов через Интернет будут продвигаться более активно, чем раньше, что обеспечит этому сегменту определенный рост. Кроме того, будет увеличиваться количество способов оплаты электронных билетов, также при покупке билетов через Интернет пассажирам будут предоставляться скидки. Возможно, в скором времени через Сеть начнут продаваться и билеты на поезда пригородного сообщения, а проще говоря - электрички.

Вице-президент MasterCard в России и СНГ Андрей Тарусов заявил, что в нашей стране уже достаточно пластиковых карт для взрывного роста сегмента электронных билетов. По его прогнозам, объем продаж электронных билетов в России в 2009 году увеличится в 2 раза.

Андрей Полозов-Яблонский, представляющий «Аэрофлот» и НАУЭТ, отметил, что на сайте «Аэрофлота» за сутки осуществляется около 3 тыс. бронирований и оплачивается порядка 1,5 тыс. билетов. В числе факторов, сдерживающих рост рынка, он назвал сразу несколько действующих федеральных законов и, опираясь на опыт США, заявил, что больше 50% билетов через Интернет продаваться все равно не будет. До этой же цифры можно «дотянуть» путем предоставления пользователям дополнительных онлайн-услуг: бронирования отелей, проката автомобилей, страховки и т.п.

По обещаниям руководителя Ozon Travel Анны Цыганковой, все это будет реализовано в рамках ее проекта, который пока работает в бета-версии. Описав все многочисленные преимущества нового сервиса, она посетовала на высокую конкуренцию в среде продавцов электронных билетов, на ментальность пользователей, до сих пор в своей массе предпочитающих оплачивать онлайн-покупки наличными, и на позицию РЖД в этой сфере.

Видя, что время, отведенное на секцию регламентом, подходит к концу, а Анна Цыганкова продолжает рассказывать про клиентоориентированность Ozon Travel, чуть ли не с боем микрофон захватил замгендиректора «Капитал Тур» Петр Бусалов, довольно бодрый доклад которого был рассчитан на бизнес-аудиторию и почти не представлял интереса для пользователей.

Выступление гендиректора ChronoPay Павла Врублевского можно назвать показательным. При объявлении его должности одна из слушательниц в зале осторожно переспросила: «Хроно-что?», но не была услышана президиумом. Г-н рублевский сообщил, что на секции должен был выступать представитель «одного крупного госбанка», но в последний момент он заболел, а призванный заменить его коллега попал в ДТП по пути на конференцию. По информации докладчика, сегодня прибыль одного «Аэрофлота» превышает доходы всех российских процессинговых компаний вместе взятых, и это означает, что потенциал для роста у рынка более чем хороший. Одна из основных проблем для участников рынка - это высокий уровень мошенничества, во многом обусловленный возможностью покупателей приобретать билеты на другое лицо.

Завершая свое выступление, Павел Врублевский выразил искреннее недоумение по поводу того, как многолетняя конкуренция между КИБом и РИФом так просто закончилась в этом году и привела к организации конференции со странным, на его взгляд, названием.

В отзывах о мероприятии зачастую встречаются пассажи и о странностях в его организации, на которых в заключение хотелось бы остановиться отдельно. Действительно, слушателей на секциях было очень много - часто больше, чем были способны вместить залы. Вместе с тем вряд ли стоит винить организаторов в том, что отдельные посетители конференции занимали вокруг себя по три сидячих места «для друзей», которые в итоге так и не приходили. Приходилось видеть и людей, которые спали прямо на стульях во время докладов, однако по какой бы причине это ни происходило - из-за очередного бесхитростного самопиара, раздающегося из динамиков, из-за прошедшей здесь же накануне вечеринки или яркого солнца после обеда - сложно винить в этом организаторов. Возможно, кто-то испытал проблемы с транспортом и питанием, но в первую очередь, в следующем году хотелось бы видеть позитивные изменения все-таки не в плане быта, а в отношении докладчиков к людям, которые приехали их послушать, и их подготовке к конференции.

Картина дня

наверх