Когда любую информацию можно найти за 15 секунд в Интернете, важно научиться не столько запоминать, сколько искать и обрабатывать информацию. При постоянном контакте с электронным устройством на уроках ребенок учится работать с информацией так, как того требует время.
С тех пор, как мобильные устройства перестали быть дорогостоящими и доступными только избранных, вопрос об использовании их в отечественной системе образования поднимался неоднократно.
Аргументы, приводимые сторонниками применения планшетов и так называемых электронных ридеров в школе, просты и понятны: в памяти такого устройства может поместиться целая библиотека и набор учебников школьной программы за несколько лет, к тому же, переход на электронное чтение позволит сэкономить львиную долю бюджетных средств, выделенных на образование.Сами по себе электронные файлы практически ничего не стоят – потратиться придется разве что на сканирование уже выпущенных учебных пособий и произведений художественной литературы, а впоследствии верстать электронные учебники специально под мобильные устройства. Планшет тоже не отличается высокой стоимостью, поэтому уже за 3-4 года выпуск электронных учебников может полностью окупиться.
Еще один немаловажный факт: обучающие мобильные приложения позволяют внести элемент интерактивности в процесс обучения. Мультимедийный контент поможет школьникам быстрее и с большим удовольствием усваивать учебный материал. Обучающие ролики, развивающие игры, гибкая система тестирования – все это станет возможным благодаря обычному планшету. Лабораторные работы по физике и химии легко можно будет проводить и виртуально, школьник получит простор для экспериментов и сможет наглядно видеть результаты своих опытов – без затрат на дорогостоящие реактивы, оборудование и, главное, возможного вреда для здоровья.
Активное применение современных технологий в образовании поможет школьникам легче адаптироваться к современным реалиям.
В наше время, когда практически любая информация находится на расстоянии вытянутой руки, и нужную формулу, дату сражения или биографию поэта можно найти за 15 секунд в Интернете, важно научиться не столько запоминать, сколько искать и обрабатывать информацию. При постоянном контакте с электронным устройством на уроках ребенок учится работать с информацией так, как того требует время. Общение с преподавателем становится менее формальным, он смотрит на экран планшета вместе с ребенком и пытается найти к нему особый подход – возможности устройства позволяют давать индивидуальные задания и наблюдать за работой ученика.
Опыт использования планшетных компьютеров и электронных книг в образовательных целях уже имеется во многих странах. В США, например, разработаны специальные мобильные приложения для школьников, которые активно применяются в учебе. В результате ученики получают мотивацию к получению новых знаний, они больше заинтересованы в освоении материала и проходят его куда быстрее. Игровая форма обучения, мультимедийные возможности устройств и наглядность действий позволяют школьникам видеть результаты своих трудов, анализировать ошибки и делать выводы.
Во Франции внедрение мобильных устройств в систему образования вводилось в рамках борьбы с неуспеваемостью. Примечательно, что инициатором этого стал сам министр образования: он призвал учителей и родителей не бояться современных технологий, которые, по его мнению, сделают обучение более последовательным и цельным, а также помогут вернуть интерес к учебе.
Правительство Индии придерживается такого же мнения. Несмотря на то, что экономику государства вряд ли пока можно ставить на одну ступень развития с Францией и США, оно готово обеспечить своих школьников и студентов недорогими планшетными компьютерами. На сегодняшний день было закуплено уже около 100 тыс. мобильных устройств, а в дальнейшем эта цифра должна достигнуть 220 млн.
Студенты одного из индийских университетов держат в руках супердешевый планшет «Aakash», разработанный британской фирмой Datawind по заказу местного Минобразования. Стоимость планшета - всего $35. Индийское правительство планировало закупить 10 млн таких планшетов для учащихся вузов.
Во многих других странах мира, включая государства бывшего СССР, проводятся эксперименты по внедрению электронных учебников. Украинское Министерство образования еще с 2009 года сотрудничает с одним из частных издательств, которое разрабатывает учебные и методические материалы, оцифровывает произведения из школьной программы и выкладывает их в открытый доступ. В некоторых украинских школах ученики пользуются электронными ридерами и активно используют цифровые учебники наряду с бумажными. В рамках этого проекта также предпринимаются попытки создания электронных дневников, системы удаленного обучения и единого школьного портала с функциями контроля для родителей.
Определенные планы по внедрении мобильных устройств в средних школах имеются и у Республики Беларусь. Правда, до реальных действий они если и дошли, то в очень ограниченном числе школ. Предполагалось, что использование планшетов и ридеров в средних школах поможет ученикам стать более «продвинутыми» пользователями ПК и мобильных гаджетов.
В России эксперименты с электронными учебниками начались в 2010 году. Одно время в Москве велось активное обсуждение разработки специальных ридеров для столичных школ. Это должен был быть тонкий и легкий гаджет с большим сенсорным экраном, работающим по технологии электронных чернил (E-Ink). Эта технология используется в большинстве мобильных устройств для чтения, поскольку экран E-Ink по своим свойствам максимально приближен к обычной бумаге. В результате нагрузка на зрение минимальна, ведь глазам не приходится адаптироваться к изменяемой яркости экрана при разной интенсивности внешнего освещения. Громкое обсуждение разработки отечественного мобильного устройства для московских школьников в результате закончилось ничем – увы, как это часто и случается.
Plastic logic PL 100 - планшет, разработанный компанией Plastic Logic для Министерства образования РФ.
Зато в регионах подобная инициатива нашла свое продолжение. Возможно, в ближайшем будущем электронные учебники появятся в Татарстане, Санкт-Петербурге и ряде российских областей. Правда, на пути таких проектов могут стоять преграды не только финансовые, но и психологические.Региональные образовательные учреждения и местные администраторы пока не готовы к полному или хотя бы частичному переходу на электронные учебники. Как минимум, этот процесс должен сопровождаться обучением преподавательского состава работе с мобильными гаджетами и цифровым контентом, а также борьбой с некоторыми стереотипами (электронные устройства вредны для зрения, они отвлекают от учебы и т.п.).
Компьютерные классы есть уже практически в каждой российской школе, значит, отечественная система образования пришла к осознанию необходимости обучения компьютерной грамотности. Возможно, спустя какое-то время это осознание коснется и рациональности использования электронных учебников, а вместе с ними и мобильных устройств – ведь, как ни крути, а даже самый тонкий и легкий ноутбук не в состоянии заменить компактный, но функциональный планшет. Преимущества его особенно очевидны, когда мы видим, какое количество учебников должны ежедневно носить на себе дети. Хочется также верить, что чиновникам удастся не только в полной мере осознать всю перспективность современных технологий в системе школьного образования, но также и отыскать средства для их внедрения.
Автор: Алексей Чебатко, директор по маркетингу компании Wexler.