На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Электронному правительству - быть

Для создания полноценного электронного правительства необходимо фактически с нуля построить профессиональное сообщество.

«К сожалению, до сих пор поставленных в рамках этой федеральной целевой программы базовых задач мы не добиваемся. И понятно почему, - цитирует председательства правительства CNews. - Потому что до сих пор у нас не сведены в единую сеть информационные ресурсы различных органов и уровней власти и управления.

У нас до сих пор при реализации государственной функции у граждан нет достаточной информации в электронном виде. До сих пор граждане для того, чтобы получить какие-то справки, согласования и прочие документы и бумажки, должны отстоять огромную очередь к чиновникам».

Новая программа развития электронного правительства на 2011-2015 год по поручению Владимира Путина будет разработана Mинкомсвязи во втором квартале текущего года. Таким образом, сроки разработки программы, которая должна на четыре года определить меры по построению электронного правительства, очень сжаты - фактически, у министерства есть месяц.

Электронное правительство - это формат предоставления данных и услуг государственными органами, минимизирующий личный контакт чиновника с гражданином. Утвержденная ранее концепция электронного правительства предполагала практическое внедрение к 2010 году – и судя по всему, в этой части она выполнена не будет.

«Электронное правительство вернулось в поле внимания первых лиц государства. Последний раз e-gov был в списке приоритетных вопросов, когда начиналась программа «Электронная Россия», после чего на много лет наступило затишье. Причем, если раньше обсуждалась, в основном, информатизация министерств и ведомств, все шло в в стиле «посадим чиновников за компьютеры и заставим их отвечать на запросы граждан», то теперь в центре внимания находятся куда более важные вещи, собственно, настоящий e-gov», - сообщает редактор блога gov-gov.ru и эксперт РОЦИТа Екатерина Аксенова. При этом большую часть задач, которые необходимо решить, составляют организационные, а не технические. Так, например, отметила г-жа Аксенова, в России не создано никакого действующего механизма обмена лучшими практиками между теми, кто делает государственные сайты и теми, кто занимается электронными госуслугами. «В каждом министерстве, агентстве и службе люди решают примерно одни и те же задачи, зачастую находят отличные решения, но все это остается в пределах одного ведомства», - сообщила Екатерина. Ответственные за развитие государственных сайтов практически не знают своих коллег из других ведомств. Для сравнения, у их коллег из США существует огромное количество площадок для обмена опытом - тренингов, школ, семинаров. Также нет систем оценки сайтов - без них очень трудно выработать внятные критерии. «Нужна всеми признанная профессиональная награда в области e-gov, нужна система обучения редакторов, нужен хороший, уважаемый рейтинг государственных сайтов», - полагает Екатерина Аксенова.

Важную роль в развитии системы электронного правительства должна сыграть гражданская инициатива. Только государство может раскрыть информацию, но представить и обработать ее может всякий - для этого необходимо только иметь достаточно желания и технической грамотности. Такие «гражданские» проекты в России потихоньку начали появляться - к ним относится, например, OpenGovData. В то время как создатель этого ресурса Иван Бегтин занимается преимущественно работой по переводу информации в удобный для использования вид, американское правительство на своем сайте Data.gov формирует наборы данных, уже пригодных для дальнейшей работы и для ретрансляции на тематических сайтах. «В Великобритании и Австралии действуют замечательные общественные проекты, собирающие и анализирующие действия парламентариев. Там обрабатываются все выступления, классифицируются по темам, разбиваются на конкретные предложения, сортируются по множеству критериев – для тех, кого интересует реальный законотворческий процесс, - абсолютно неоценимый ресурс. И, скорее всего, если бы что-то такое попыталось заказать государство, ничего бы не получилось», - приводит пример г-жа Аксенова.

Внимание премьер-министра к вопросам построения электронного правительства вселяет надежду на то, что в этом направлении будут предприняты оперативные шаги. Конечно, едва ли их возможно проработать за месяц - однако если через месяц будет представлена хотя бы общая концепция, будет создана платформа для дальнейшего развития. Некоторый опыт раскрытия информации уже есть - публикуемая информация о госзакупках является источником некоторого числа журналистских расследований.

Картина дня

наверх