Ребята, основавшие Agenda.Travel, в прошлом принимали участие в разработке систем для планирования космических экспедиций на МКС. В какой-то момент они решили спуститься с неба на землю и придумали стартап, объединивший в себе билетные кассы всех мастей и сортов.
Аналогичных проектов сейчас нет ни в России, ни за рубежом, уверен Евгений Юркевич, сооснователь проекта и директор по продукту.
У него большие планы: он хочет превратить Agenda в единую площадку для планирования путешествий, на которой пользователь сможет не выходя с сайта посчитать бюджет поездки, купить билеты на разные виды транспорта, забронировать отель, разработать экскурсионный маршрут, купить страховку и билеты на концерт или футбольный матч.Про космическое прошлое
- Мы изначально работали в космонавтике, занимались разработкой и сопровождением информационных систем для пилотируемых программ.
- А как получилось, что вы вдруг туризмом занялись?
- Это долгая история. Я и мои коллеги, около десяти лет проработали в российской ракетно-космической корпорации «Энергия». Сначала это была орбитальная станция «МИР», потом Международная космическая станция.
- Вы были программистами?
- Да, это было IT-подразделение, которое разрабатывало программное обеспечение, в том числе участвовало в разработке систем планирования. На каждый день работ делается детальный план, поминутно расчерченный и расписанный – действия экипажа, сеансы связи, эксперименты и прочее. В 70-80 х гг. такие планы рисовали линейками на большом рулоне миллиметровки. Потом планирование автоматизировали.
- Получается, по сути, вы занимались тем же, что вы делаете сейчас – вы планировали путешествия.
- Да, только для космонавтов.
В какой-то момент нам просто стало скучно. Интересных задач стало мало, а бумажной работы прибавилось, многие из проработанных идей и проектов уходили «в стол». А потом, наверное, просто пропало вдохновение. Примерно в то же время к нам обратились знакомые и предложили поработать над крупным и интересным коммерческим проектом. Мы стояли перед выбором: остаться работать наемниками, либо начать делать что-то свое. Выбрали второе.
Организовали небольшую IT-компанию, которая занималась заказной разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. Проекты были разные, в большинстве нестандартные решения и проекты по автоматизации – от информационных систем для Центризбиркома, до автоматики и систем управления экспериментального железнодорожного вагона.
В какой-то момент мы приняли решение делать собственный проект, т.к. заказная разработка в России находится на грани рентабельности.
Крупные заказы обычно «распределены» по системным интеграторам, а небольшие проекты нерентабельны, т.к. стоимость хороших специалистов высокая, а большинство заказчиков практически всегда хотят получить все и сразу и за пять копеек.
Мы все любим путешествовать, у нас есть какой-то технический бэкграунд. Подумали, куда это можно было бы применить. Космос – это мега интересно, но пока там все долго, дорого и сложно, одним словом, билет на сайте не купишь. Следующая по списку была авиация. Системы бронирования авиабилетов, автоматизация бизнес-процессов, переход России на электронный билет, все это открывало интересные возможности. Посмотрели рынок – он глобальный, а в России еще совсем молодой и активно растет. Выбор был сделан - онлайн-сервис для самостоятельных путешествий, на стыке путешествий, авиации и технологий.
Результатом стал сервис по продаже авиабилетов – «Билет Эксперт». Но обычной авиакассы нам стало мало, и мы сделали возможность стыковки разного транспорта. (самолетов и поездов). Проект делался на собственные средства, которые мы зарабатывали на заказной разработке. Позже движок «Билет Эксперта» вошел в Agenda, как часть сервиса по бронированию билетов.
Про «земное» настоящее
- На Agenda можно из Твери в Амстердам построить маршрут, и система выдаст склейку разных видов транспорта: поездом до Москвы, и из Москвы самолетом в Амстердам.
- То есть я могу выбрать три разных вида транспорта, и он мне построит маршрут?
- Да. Правда, автобусов там сейчас крайне мало, очень малое покрытие. Автобусы это скорее эксперимент. Из поездов – пока только РЖД, над подключением Европы и Америки мы как раз работаем. Зачастую нужно еще выбрать в правильный день, когда ходит поезд, т.к. в некоторых населенных пунктах он может проходить раз в неделю. Частично помогает выбор опции по соседним дням. Сделаем подсказку ближайших рейсов, если вдруг в выбранный день не оказалось рейсов.
Я, когда игрался во время тестирования, то строил всякие маршруты, например «Нью-Йорк – Байконур». Маршрут получается жесткий: неделю на поезде, самолетами, стыковки в разных странах. Основная фишка – сразу видно, сколько будет стоить и сколько займет времени путешествие. У нас есть закладки с путешествиями, трип можно скопировать, а потом изменить параметры. Допустим, набросать путешествие Москва – Лондон, скопировать и Лондон заменить на Париж. Сразу можно сравнить бюджет обеих поездок при одинаковых параметрах (билеты, отель). Далее, если эта закладка не нужна, ее можно удалить. Кол-во путешествий не ограничено и они все автоматически сохраняются.
- Расскажите, как формируется база авиабилетов.
- В базе авиабилетов у нас около 500 компаний. Мы подключены почти ко всем мировым системам бронирования авиабилетов. У нас несколько партнеров в России, Украине, Германии, США. Если мы находим дешевый билет у них, автоматически его выписываем. Совсем скоро планируем запустить лоу-костеры, затем реализуем склейку: регулярный рейс – лоу-костер. Например, из Москвы в Барселону появятся варианты поездом или прямым рейсом до Вильнюса или Риги, а оттуда лоу-костером Ryanair до Барселоны.
- Хотя бы примерно можете сказать, когда лоу-костеры у вас появятся?
- Это зависит от того, когда сертифицируют наш движок. Я надеюсь, что в феврале-марте.
- А отельная база?
- Отельная база у нас сейчас от Oktogo. Российских отельных интеграторов сейчас по сути два - это Oktogo и Ostrovok. Понятно, что они тоже используют западные базы - кто-то Expedia, кто-то Booking, кто-то какой-то микс. В планах подключить всех крупных игроков, таких как Booking, Expedia, Agoda и других. Со многими уже заключены контракты, идет процесс интеграции. Цены будут такие же, более того, за счет комиссионных мы сможем сделать скидку.
- Но при этом само бронирование можно будет сделать на вашем сайте?
- Да. Мы будем просто передавать партнерам данные клиента, а они будут подтверждать бронь, с оплатой в отеле. В каких то случаях будем сразу снимать деньги.
Это зависит от условий поставщика.
Про космические планы
- Допустим, я забронировала отель, купила авиабилеты и хочу распланировать экскурсии. Я вижу, что на сайте есть блокнот, куда я могу записать свои планы. Я видела где-то сайт, на котором можно выбрать достопримечательность на карте, тебе будет сразу показываться, когда она работает и сколько стоит. То есть помимо того, что я могу в свое путешествие заложить билеты и отель, я еще и могу просчитать, сколько денег уйдет на культурную программу. Что-то такое планируется?
- Сейчас в плане две приоритетные фишки. Первая - это помощник, который позволит прикинуть стоимость, куда бы съездить, задав критерии вроде типа отдыха, бюджета и т.д. Можно будет быстро прикинуть и отобрать какие-то предложения (билет+отель), что бы потом детально распланировать. Это такая оценочная штука, которая дает посмотреть среднюю стоимость путешествия. Вторая фишка – это points of interests, разные интересные места, когда на карте города можно выбрать различные достопримечательности, рестораны, кафе и добавить их в план путешествия. Для этого мы расширим функционал заметок, у заметки появится привязка к карте, можно будет добавлять свои комментарии. Еще в планах афиша. Так как у нас есть календарь, мы добавим переключатель. Выбираешь город куда собираешься, а на календаре события по категориям – музыка, спорт, фестивали и так далее.
- Мобильные приложения планируете делать?
- Да. Вначале нам нужно «причесать» веб-версию. Планировать удобнее на планшете, а смартфон – в качестве такого помощника путешественника. На него можно скинуть билеты, карту маршрута покажет весь маршрут и т. д.
Про монетизацию
- Мы работаем по комиссионной модели монетизации.
- Какую комиссию вы берете, если не секрет?
- У всех по-разному. Это зависит от поставщиков. В авиабилетном бизнесе очень низкая маржинальность и там сейчас бушуют ценовые войны: агентства бьются с минимальной маржой 1-3%. В отельном сегменте комиссия может составлять от 5 до 50%, в зависимости от поставщика и объемов продаж. Авто - тоже, зависит от того что за брокер, какие контракты. Там множество контрактов, и у разных контрактов, могут быть разные схемы комиссионных.
- Вы в декабре запустились?
- Мы запустились в ноябре, без особой огласки, но фактически да, в декабре.
- Какие-то клиенты у вас есть?
- Да, у нас осталась клиентская база «Билет Эксперт». Новые заказы тоже есть, но пока нельзя сказать, чтобы это был большой трафик.
- Были ли инвестиции?
- Да, мы получили инвестиции от фонда IMI.VC Игоря Мацанюка. Пока конкретных планов по дополнительным раундам у нас нет, но мы всегда открыты к предложениям. Для нас сейчас основная задача доработать сервис и собрать максимальный фидбэк от пользователей.
Про конкурентов
- Вы считаете, что у вас конкурентов в России нет?
- С похожей на нас идеей и реализацией нет, а так конкурентов у нас хватает.
Планировщики делятся на несколько категорий. Первая - так называемые социальные планировщики. Люди выкладывают маршрут, ставят отметки на Google-картах, постят фотки. Как этим пользоваться? Наверное, можно занести интересные идеи в закладки на будущее, но ты даже не представляешь, сколько это может стоить, сколько займет времени и т.п. Как такового инструмента планирования здесь нет. Такой сервис достаточно легко сделать и в последнее время появилось огромное количество таких псевдо-планировщиков путешествий.
Вторая - сайты по продаже билетов или отелей. Часто приходится заказывать все по отдельности – на одном отель, на другом авиабилет, на третьем авто или страховку. Покупать все приходится по отдельности, на разных сайтах. Часто это называют – «выбери билет, спланируй свое путешествие». Планирования тут тоже нет, это просто отдельный билет или отель, а не путешествие. Многие из подобных агрегаторов потенциально могут стать нашими партнерами. Мы всегда открыты к диалогу и с удовольствием рассмотрим предложения по размещению нового контента или услуг.
Третья - планировщики (скорее трекеры) TripIt и его аналоги. Чтобы им воспользоваться, ты должен где-то на стороне купить билет, забронировать отель и только затем отправить/загрузить все в планировщик. Другими словами, нужно сначала собрать трип, где-то все купить, потом загрузить и настроить. Мне лично это неудобно.
Ксения Швецова, обозреватель "Руформатора", менеджер группы проектов Финам. Картина дня