На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Владимир Габриелян, Mail.Ru: «Мы хотим быть поиском номер один»

Фото: facebook.com/mailrugroup

"Мы хотим быть поиском номер один, лучшим по всем направлениям", - уверенно заявляет руководитель направления поиска Mail.Ru Владимир Габриелян. У российской компании грандиозные планы по развитию поисковой системы, от введения новой поисковой технологии до создания собственной мобильной операционной системы в качестве канала дистрибуции.

Mail.ru не смущает, что 60% запросов в ее поиске обрабатывается с помощью поискового индекса Google – партнера компании, обеспечивающего поисковику Mail.ru широкое покрытие.

«Яндекс» умеет сам искать не только в Рунете, но и на зарубежных сайтах. Поиск@Mail.Ru – не умеет, и пользуется, вместо этого, поисковым индексом Google, с которой у Mail.Ru установлены партнерские отношения. Как только для ответа на запрос пользователя необходима большая база данных, поисковик Mail.Ru обращается к Google. В результате 60 запросов из 100 обрабатываются не Mail.Ru, а американской поисковой машиной. Владимир Габриелян называет это «конкурентным преимуществом».

«Будет самонадеянно утверждать, что завтра мы напишем поисковик по всему миру – вряд ли», - сказал он. Так что пока у Mail.Ru планы поскромнее: занять лидирующие позиции на рынке поисковых систем в СНГ. И результаты развития поисковика дают им право надеятся на это.

«Наш поиск сегодня – это самая молодая поисковая система в Рунете. В прошлом году мы стали самой быстрорастущей поисковой системой, достигли более 9% доли рынка. Мы заняли второе место в Казахстане (обогнав «Яндекс» - прим. ред.) и третье – в Украине и Белоруссии», - рапортовал Габриелян, ссылаясь на данные статистики Liveinternet. По данным ComScore, рост интернет-аудитории поиск@mail.ru в прошлом году составил 65%, больше, чем росли «Яндекс» и Google, вместе взятые (18 и 35% соответственно).

Впрочем, радужные цифры могут определяться «эффектом низкой базы». Быстро расти «с нуля» проще, чем расти, когда компания уже достигла определенного уровня развития, признался Габриелян.

Поиску@Mail.ru как полноценной поисковой системе только два года. Чтобы доказать, что несмотря на короткое время существования, поисковик уже можно поставить на один уровень с «Яндексом» и Google, Габриелян призвал на помощь графики-анализаторы качества поисковых систем, составленные компанией «Ашманов и партнеры»(analyzethis.ru). 

Это интегральный показатель качества, среднее арифметическое результатов оценки работы поисковых машин по различным группам запросов за последние две недели:


График, кроме Поиск@Mail.Ru, показывает результаты качества выдачи бета-версии поисковика Мейл.ру с внедренной технологией машинного обучения, расположенной по адресу o.go.mail.ru.

Машинное обучение – это искусственный интеллект, который позволяет фильтровать и реализовывать алгоритмы, автоматически генерирующие поисковую формулу.

Владимир Габриелян подробно описал, как работает новая технология, которую Mail.Ru планирует ввести в основную версию поиска к началу лета: «В нашей команде есть 60 ассесоров. Это люди, которые являются профессионалами поиска. Эта команда сидит и 24 часа в сутки оценивает ответы нашей поисковой системы по разным запросам. Таким образом у нас образуется база данных правильных ответов поисковика. Имея вес для каждого правильного ответа, мы можем загрузить нашу базу знаний в наше машинное обучение. Система проанализирует каждый сайт, который был сочтен хорошим к выдаче, почему он был таким, какие факторы ранжирования в нем больше, какие меньше заметны. Имея базу для обучения, наше машинное обучение может автоматически построить формулу».

Как видно из графика, новая технология (она тестируется с начала марта) пока не сильно улучшает качество поиска Mail.Ru в целом. Молодой Поиск@Mail.ru проигрывает в качестве «Яндексу» и Google, хотя позитивные изменения налицо.

Впрочем, по некоторым параметрам машинное обучение обошло старую поисковую технологию. Особенно большой прогресс заметен в качестве тематического поиска (поиска множества объектов, объединенных одной тематикой, например «аквапарки казани»).


Улучшенная поисковая машина Mail.ru переплюнула по тематическому поиску Google, как мы видим из графика. Кроме того, новая технология вывела поисковик Mail.Ru в лидеры по исправлению опечаток в запросах пользователей.

По таким параметрам как подсказки, ответы на вопросы, качество поиска персон поисковая машина Mail.Ru находится на уровне с крупнейшими игроками рынка.

Исходя из статистики, можно заключить, что Поиск Mail.Ru по качеству действительно приближается к своим крупнейшим конкурентам – Google и «Яндекс», хотя пока не встал с ними в один уровень (случится ли это с переходом на машинное обучение? Посмотрим).

Однако сможет ли он действительно стать «поиском номер один»?

На самом деле, пользователей давно в целом удовлетворяет качество крупных поисковых машин. Им все равно где искать – в Google, Яндекс или Mail.ru, поскольку все эти поисковые системы находятся примерно на одном уровне, рассказал Габриелян. Пользователи легко переходят с одной поисковой системы на другую, потому что поисковая система не предполагает никакой формы привязки – ни аккаунта, ни личных данных пользователя. И в этой ситуации на первый план в битве поисковиков за место под солнцем выходит дистрибуция: вопрос обеспечения наибольшей доступности.

Чтобы привязать пользователя к поисковой системе, компании с 2000 г. перепробовали массу технологий: встраиваемые в браузеры тулбары, поиск по умолчанию, брендированные сборки браузеров и, наконец, собственные браузеры. Тренд недавнего времени – кросс-платформенность, создание поисковых приложений под различные мобильные девайсы.

«В популярных поисковиках доля запросов, которые приходят с каналов дистрибуции – больше половины», - сказал г-н Габриелян. Mail.Ru не собирается отставать от конкурентов и тоже думает о новых канал дистрибуции. У нее уже есть собственный браузер «Интернет» и тулбар Sputnik@Mail.Ru. Кроме того, недавно компания представила приложение голосового поиска для Android и iOS, созданное в партнерстве с Nuance, компанией, поставляющей речевые технологии для Siri, голосового помощника, разработанного Apple.

«Мы очень сильно думаем о том, каким образом нам появиться на мобильных устройствах более уверенно, в том числе мы размышляем о том, не сделать ли нам свою операционную систему, свой мобильный браузер…пока думаем», - сказал Габриелян.

Однако при всех своих амбициях, компания не собирается пользоваться методами так называемой «грязной дистрибуции», когда пользователям без их ведома устанавливается поиск по умолчанию «в подарок» к какому-либо ПО. Владимир Габриелян не видит коммерческого смысла в распространении поисковой системы без уведомления пользователя, ведь при наличии уведомляющего окна только малая часть отказывается от установки поиска по умолчанию. «Всего 10% пользователей снимает «галочки». Негативный эффект от дистрибуции без галочек огромен. Соответственно сами можете себе ответить на вопрос, выгодно ли крупным игрокам заниматься грязной дистрибуцией», - сказал он. Габриелян заверил, что если подобные случаи и были, то это – вина партнеров, а не Mail.Ru, и пообещал, что компания будет наказывать недобросовестных партнеров штрафами вплоть до лишения их всей прибыли от дистрибуции.

Автор: Ксения Швецова, обозреватель "Руформатора"

Картина дня

наверх