Пожалуй, именно с начала 2009 рынок браузеров вновь стал привлекать повышенное внимание – и пользователей, и прессы, и разработчиков. Во многом это было связано с началом активных действий Евросоюза, инициированных Opera, а затем и присоединившимися Mozilla и Google, против неконкурентного продвижения браузера IE в ОС Windows.
В отличие от предыдущего аналогичного дела – связанного с Media Player – в данном случае было принято решение не об удалении из ОС функционала, а о предоставлении выбора. Опять же, в отличие от дела с MP, в данном случае решение не стали пускать на самотек – его будут пересматривать раз в полгода, что предполагает возможные изменения. Если учесть, что экран выбора будет внедрен в марте 2010 года, то первые выводы можно будет сделать в сентябре.
Мало кто увидел в этом споре истинный смысл. По сути, данное дело – это не борьба отдельных компаний за доли рынка, не попытка добыть судебным путем пару лишних миллиардов, не попытка «откусить» у Microsoft честно заслуженных пользователей. Борьба была против проприетарности веба и за его открытость. И дело не в том, что Microsoft в итоге сделала то, что от нее хотели под давлением EC, сколько в том, что ее продукт удалось «сдвинуть» в сторону открытых веб-стандартов, которые поддерживают остальные разработчики и которые необходимы для будущих инноваций в вебе.
Весьма интересным, пусть и логичным, в завершающемся году стал посыл Google к созданию операционной системы, основанной на браузере – Chrome OS. Трудно сказать, каковы перспективы конкретно у этого продукта, особенно в России и других странах СНГ, но данный шаг продемонстрировал важнейший тренд: именно браузер, а не операционная система является платформой будущего для приложений и сервисов. Конечно, это не означает, что «традиционные» ОС уйдут в небытие, но их значение серьезно пересмотрено. Впрочем, тут стоит иметь в виду и политический момент: основным конкурентом Google стала Microsoft, сделавшая серьезную заявку на лидерство в сегменте поиска, выпустив в 2009 году Bing. Так что Google ничего не остается, кроме как вести ответные маневры на исконном для Microsoft рынке ОС.
Шаг Google во многом продиктован и расцветом облачных сервисов и социальных платформ. Google изначально делает ставку на развитие Интернета именно в этом русле, и Chrome выглядит логичным стержнем для наслаивания веб-приложений, прежде всего от самой Google.
Что касается социальных платформ, то достаточно красноречивым выглядит появление нового социально-ориентированного браузера от разработчика Netscape Марка Андриссена (Marc Andreessen). Его создатель изначально ориентируется на весьма значительную аудиторию пользователей Facebook, которая может стать отличной стартовой площадкой (а сам Facebook - быть может, и владельцем) браузера. Однако делать ставку на подобные разработки я бы не стал. Количество веб-сервисов, способных привлечь к браузеру внушительное количество пользователей на старте, не так много. Да и многие из них, скорее всего, предпочтут кастомизировать популярные браузеры, благо такая возможность есть, и она растет.
Несмотря на общепринятые преимущества, некоторые разработчики считают облачные сервисы «прокрустовым ложе», существенно ограничивающим возможности хранения, обработки и использования данных. Вслед за тенденцией централизации Интернета (которую отражают облачные сервисы) неизбежно наступает эра децентрализации. В минувшем году Opera представила технологию Opera Unite – платформу, позволяющую создавать так называемые «персональные облака» данных и обмениваться информацией напрямую, без сторонних серверов. В начале лета концепт этой технологии встретили если и не со скепсисом, то довольно прохладно. Финальная же версия, выпущенная в октябре, получила куда лучший отклик и пользователей, и разработчиков приложений, хотя Unite – технология не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня.
Вторая интересная технология от Opera – Turbo, позволяющая ускорять интернет на низкоскоростных каналах по аналогии с компрессией данных в браузере Opera Mini – оказалась куда насущнее. Сейчас за месяц ею пользуются порядка 5 млн человек. Понятно, что в числе первых – страны со слабо развитой инфраструктурой широкополосного Интернета.
В техническом плане будущий год – год новых открытых стандартов. Прежде всего речь идет об HTML 5 и CSS3, а также о поддержке геолокации, видеокодеков и т.д. Вряд ли мы увидим принципиально новые браузерные движки (ядра). Даже такие гиганты, как Google, понимают, насколько длительным и затратным может быть процесс их разработки. Похоже, понимает это и Минсвязи РФ, которое в 2009 г. объявило о планах создания национального браузера, но затем все же решило начать с внедрения proxy-серверов, что проще и дешевле. Если проблема безопасности действительно так насущна для российских чиновников, то куда эффективнее будет рассмотреть сотрудничество в этом аспекте с производителями уже имеющихся и хорошо обкатанных браузеров.
В целом для рынка браузеров на следующие несколько лет останутся те же приоритеты: скорость работы, безопасность на всех уровнях и стабильность.
Отдельно стоит сказать о развитии мобильного Интернета. Android, iPhone, Maemo, улучшение платформы BlackBerry – все это вызвало немало шума в прессе и в сообществах разработчиков. Особой популярностью пользовался, конечно, Android, который называют основным конкурентом iPhone и его модели работы. Однако стоит иметь в виду, что аппараты, созданные на базе всех этих платформ, занимают не более 10-12% мирового рынка мобильных телефонов. То есть, по статистике, речь идет о 400-500 млн пользователей, которые обладают такими устройствами. Всего же мобильной связью пользуются порядка 4,5 млрд человек по всему миру. И у большинства нет средств для приобретения нового мощного смартфона. Тем не менее, такие пользователи тоже интересуют, скажем, операторов мобильной связи. Их главная задача – удержать абонента на своих услугах, продать ему, помимо традиционных, еще и дополнительные сервисы, контент, сделать удобными и привычными микроплатежи. Для них мобильные браузеры становятся основным инструментом реализации такой стратегии. По всей видимости, в 2010 году эта тенденция усилится. Например, Opera объявила о планах вдвое увеличить доход от сотрудничества с операторами по всему миру за счет Opera Mini.
Этот рынок привлекает все больше разработчиков, в том числе и из «настольного» сегмента. Так, о планах выпустить мобильный браузер – Fennec – объявляет Mozilla. Правда первая его версия будет доступна для аппаратов на базе Maemo, однако в перспективах появятся приложения и для других платформ.
Поводя итоги, нужно отметить, что каждый из браузеров, входящих в мировой Топ-5 (IE, FF, Opera, Chrome, Safari), развивается своим путем. Вряд ли в будущем году мы услышим о громких поглощениях в этой сфере – гораздо выгоднее сегодня оставаться независимым (Opera, FF), распространяться вместе с ОС (Microsoft, Apple) или, наоборот, попытаться изначально превратить в платформу сам браузер (Chrome OS). Все эти направления развития имеют потенциал и право на существование. А какая из них наиболее эффективна – скажут пользователи.