На прошлой неделе Apple отказалась от услуг последнего из «большой тройки» операторов связи – «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). Вместо «яблочной корпорации», «Вымпелком» заключил контракт с Samsung на поставки Galaxy S4. Почему на других рынках Apple широко использует мобильных операторов как канал дистрибуции, а в России – нет?
Издание Fortune отыскало три причины.1. Нет программ субсидирования.
Лицензирование мобильных телефонов находится в России под контролем государственного агентства – Роскомнадзора. Роскомнадзор не разрешает использование такого вида программ субсидирования, какой широко распространен в США. Там можно купить iPhone 5 с двухлетним контрактом оператора связи за $199, а iPhone 4 - за $0.
2. Высокие ввозные пошлины и налоги.
Пошлины и налоги на импорт в России очень высоки даже для Европы. В результате стоимость iPhone 5 без контракта повышается с $649 в американском App Store до $918 в недавно открытом российском магазине Apple. По словам Apple, в каждый ввезенный в Россию смартфон приходится закладывать $140 на оплату НДС и $129 на таможенные пошлины.
3. Конкуренция МТС обвинил Apple в диктатуре
«Вымпелком» объяснил свое решение разорвать контракт с Apple драконовскими условиями, поставленными компанией из Купертино, особенно в сфере маркетинга. Ранее президент МТС Андрей Дубовский заявил Bloomberg, что Apple требует от операторов связи вкладывать огромные деньги в субсидирование «айфонов» и тратиться на продвижение бренда в России.
«Я не читал эти контракты, но сомневаюсь, чтобы Apple действительно требовала от операторов связи покрытия расходов на маркетинг и рекламу. Это звучит как подтасовка фактов, с помощью которой операторы характеризуют более высокие цены, которые Apple требует установить на свои устройства, по сравнению с ценами на продукцию других производителей», - пишет Филипп Элмер-деВитт из Fortune. Однако точно можно сказать, что высокие налоги и отсутствие субсидиарных программ делают Apple уязвимой для ее конкурентов, которые могут предложить более привлекательные цены на свои смартфоны. Так, доля Microsoft на рынке смартфонов в прошлом квартале выросла до 8,2%, в то время, как доля Apple сократилась с 8,3% до 9%.