C лета до осени 2008 года численность аудитории Рунета увеличилась с 33,7 миллионов до 34,4 миллионов человек. Продолжают улучшаться и способы доступа в Интернет, используемые россиянами – почти 50% жителей страны подключены через широкополосные каналы.
Также исследование показало, что в структуре интернет-пользователей Рунета уменьшилась доля жителей больших городов и снизилась доля молодых людей в возрасте 18–24 года.
Директор компании Gemius по операциям в России и Беларуси Марина Соловьева ответила на несколько вопросов «Руформатора» о трендах изменения аудитории Рунета.
- За счет какой возрастной группы пользователей будет происходить рост аудитории Рунета в будущем?
- Уровень проникновения Интернета в младшей группе пользователей весьма высок — почти две трети населения 18-24 лет. Также выходит онлайн почти половина жителей 25-34 лет. Поэтому основной рост аудитории ожидается от более старших возрастных групп, в первую очередь, 35-54 лет. На данный момент наибольшая динамика наблюдается в группе 45-54 года. Это может быть связано с возрастающей потребностью использования Интернета для личных и бизнес-коммуникаций.
Однако, уменьшается и возраст, в котором дети впервые выходят онлайн, поэтому Интернет будет расти и за счет совсем юных пользователей. Не потеряет динамику и группа 25-34 лет, потому что основная часть аудитории 18-24-летних студентов взрослеет и переходит в следующую категорию.
- Как вы думаете, насколько активны будут люди старшего возраста в онлайне?
- По январским данным, средний посетитель 45 лет и старше проводит в Сети более 25 часов в месяц, а пользователи 55 и старше - 27,5 часов. И это в период сезонного спада активности!
По нашим данным, основные сферы онлайн-активности людей старшего возраста весьма разнообразны. Большинство можно найти на горизонтальных порталах, где вся информация собрана «в одном месте» — почти 95% пользователей 45 лет и старше посещают Mail.ru, «Яндекс» или «Рамблер». Две трети читают в Сети новости, половина пользуется социальными сетями и сервисами знакомств, 40% заходят на развлекательные ресурсы. В то же время пользователи старшего возраста — это прямой пример «basic users». Они не тратят много времени на обучение новым вещам, и довольствуются теми 2-3 сервисами, которые освоили (например, почта и погода). То есть массового прихода в какие-то специализированные ресурсы от таких пользователей ожидать не стоит.
- Рост каких способов доступа будет доминировать в ближайший год? Будет ли занимать значительное место использование мобильного Интернета в России?
- Будет продолжаться активный рост широкополосного доступа – как выделенных линий, так и ADSL каналов. Мобильный Интернет пока может активно развиваться только в крупных городах, т.к. тарифы на него все еще высоки. Или же в местах, где все еще сложно с традиционными способами доступа.
- Повлияет ли кризис на рост аудитории Рунета?
- Да, аудитория вырастет. Во многом благодаря тому, что Интернет – самый экономически доступный источник полноценной информации, развлечения и общения.