На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

12 самых больших провалов Apple

Apple можно назвать законодателем мод и стандартов – как по части успехов, так по части и провалов. Портал Infoworld написал, а «Руформатор» перевел рассказ о двенадцати самых серьезных ошибках компании Стива Джобса.

1. Apple Lisa (1983-1985)

Lisa была первым коммерческим ПК, использовавшим графический интерфейс и различные экспериментальные функции, наподобие многозадачности, и собиралась открыть новые просторы для компьютеров. Этот компьютер, созданный при участии Стива Джобса, стоил $10 тыс., был медленным, неуклюжим и безумно дорогим. Последующие модели (Lisa 2 и Macintosh XL) были лучше и стоили намного дешевле… но сделанного не воротишь, бренду уже был нанесен значительный ущерб. В 1986 году Apple предложила программу, которую сегодня мы знаем как «trade-in» - покупатели Lisa и Mac XL могли обменять их за $1,500 на новый Mac Plus, который стоил $4,100 в розницу.

Однако Lisa дала толчок к разработке более интересных моделей компьютеров. Macintosh, выпущенный в 1984-м, использовал тот же графический интерфейс и некоторые инновации, при этом его цена была существенно ниже ($2 тыс). Mac послужил своеобразным шаблоном, который заставил другие компании использовать похожие разработки, например, в Windows 3.0 тоже появился графический интерфейс.

2. Macintosh Portable (1989-1991)

Этот шестнадцатифунтовый бегемот использовал многие передовые технологии, например, ЖК-дисплей с активной матрицей, но его вес и батарея отпугнули многих потенциальных покупателей. В то время как Toshiba в 1989-м предлагала шестифунтовые ноутбуки в том виде, в котором мы их знаем и сегодня, Macintosh Portable можно было назвать китом в мире дельфинов. Однако серия PowerBook, выпущенная в 1991 году, была свободна от недостатков «кита» и стала одной из самых успешных серий портативных компьютеров.

3. Apple Newton MessagePad (1993-1998)

Обычно Apple засовывают в очередного флагмана серии все современные разработки. Но иногда они перегибают палку, как в случае с Newton MessagePad, планшетным КПК с функцией распознавания рукописного текста. Ничего особенно плохого в нем не было, но огромные размеры, слабая батарея и плохой экран несколько подорвали его репутацию. Но, как часто это бывает в продукции Apple, некоторые технологии живы до сих пор и нашли свое воплощение в Max OS X и iPhone. Newton также послужил источником вдохновения для Palm Pilot, который в 1996 году использовал много идей этого устройства в более адекватном по размерам корпусе.

4. PowerBook Duo (1992)

Хотя серия PowerBook была хорошо принята рынком, Apple по традиции какое-то время следила за основными производителями, прежде чем вступить в конкурентную борьбу. В начале 1990-х, когда вендоры стали выпускать легкие субноутбуки с низкой производительностью, Apple пришла в этот сегмент с PowerBook Duo.

Но слишком многое было принесено в жертву. Например, на маленькой клавиатуре (на 12% меньше стандартного размера) было неудобно печатать, а на экран с пассивной матрицей - трудно смотреть. Отсутствовал порт Ethernet (Wi-Fi тогда еще не придумали); вместо этого предлагалось использовать обычный модем, что делало процедуру обмена данными чрезвычайно дорогостоящей, либо отдельное внешнее устройство. Множество «отдельных внешних устройств» смутило покупателей, так как необходимо было покупать разные гаджеты для дома, офиса и путешествия.

Тонкий и легкий MacBook Air ближе всего сегодня к сегменту субноутбуков, и так же, как и в Duo, в нем отсутствуют порты расширения. Но все-таки компромиссных решений в нем значительно меньше, чем в Duo.

5. Macintosh Performa (1992-1997)

Постоянно подвергаясь критике за слишком дорогие, «элитные» компьютеры и проигрывая в схватке более дешевым машинам на базе DOS и Windows, директор Apple Майкл Шпиндлер (Michael Spindler) решает выпустить более дешевые компьютеры, названные Performa. И они были действительно дешевыми: нестабильно работающие, постоянно «падающие» и менее мощные – но все равно стоящие при этом дороже, чем обычные ПК. Что еще хуже, они отобрали долю рынка у «взрослых» Мас на какое-то время. Когда Apple разрешила другим производителям ПК продавать клоны Macintosh, Performa пострадали еще больше, потому что эти клоны предлагали функции полноценных Мас по цене Performa.

Если хотите знать, почему Джобс не разрешает продавать дешевые Macintosh, вспомните Performa.

6. eWorld (1994-1996)

Когда AOL практически целиком владел всем Интернетом, большинство пользователей выходили в Сеть через эту компанию для получения доступа к веб-контенту. Apple, стремясь монополизировать рынок, заимствовала эту идею для сообщества Mac и назвала ее eWorld со слоганом «Бегите прочь от ужасного веба».

Этот карикатурный сервис выглядел очень глупо, и Apple оказалась вовлечена во внутренние «разборки» в высшем руководстве, которые почти уничтожили компанию. Тогдашний президент Майкл Шпиндлер в конце концов понял, что Apple не по зубам противостояние с AOL и махнул рукой на eWorld. После чего Apple помогли AOL разработать веб-клиент для Mac и дать своим пользователям доступ во всемирную Сеть.

7. Pippin (1995-1996)

В середине девяностых Apple была в центре очередной корпоративной драмы из-за выпуска Microsoft Windows 95, пытаясь в это время поддерживать на плаву таинственные «качество» и «инновации». У инженеров компании были тонны идей и проектов в разработке, и многие из них подразумевали выход компании на новые рынки. Кроме того, у Apple были сильны позиции в Японии, и компания очень хотела их упрочить.

Результатом всего этого стал проект Pippin, мультимедиа-компьютер, ориентированный на игры и воспроизведение компакт-дисков, примерно как Playstation или Xbox сегодня. Строго говоря, Pippin делали не в Apple. Дизайн лицензировали для таких компаний, как Bandai и Katz Media, которые создавали консоли. Но Playstation, Nintendo и Sega уже давно вышли и были очень популярны, так что разработчики игр и пользователи просто проигнорировали Pippin.

8. Copland OS (1994-1996)

В 1991 году Windows 3.1 стала серьезным соперником System 7 Mac OS на ближайшие годы. Президент Apple в то время, Джон Скалли (John Scully), сосредоточился на маркетинге больше, чем на вкладывании средств в новую ОС, потому что многозадачность и защищенная память стали критичны для приложений, которые становились все сложнее. Когда Джил Амелио (Gil Amelio) заступал на пост президента Apple в 1994 году, он начал с разработки новой операционной системы, которую назвал Copland, и сделал ее приоритетной задачей. Но команда Apple начала разрабатывать новые технологии, такие как OpenDoc и QuickDraw GX, при этом основные функции операционной системы оказались в стороне.

Apple представила Copland в 1995 году, но ее примитивное ядро даже не поддерживало многозадачность, и сама система была крайне нестабильной. Обещанный пакет для разработчиков постоянно задерживался, и те из них, кто смог ознакомиться с рабочими демо-версиями, увидели, насколько все было сложно и как неуверенно оно работало. Амелио избавился от Copland летом 1996 года, поняв, что это безнадежный проект.

Но от своей идеи он не отказался и попробовал купить что-нибудь вне стен Apple. Он почти купил Be OS у бывшего главы исследовательской команды Apple Mac Жана-Луи Гассе (Jean-Louis Gassée), но Гассе запросил больше денег, чем Apple могла себе позволить. Тогда Амелио обратился к Джобсу, надеясь, что его операционная система NextStep станет основой для нового «Макинтоша». Во время рождественских каникул сделка была завершена. Всего лишь пять недель спустя Джобс выставил Амелио за дверь и вернулся как глава Apple. NextStep, тем не менее, стала основой для новой Mac OS и получила имя Mac OS X.

9. Клоны Macintosh (1995-1997)

В середине девяностых Apple была на грани банкротства, безуспешно пытаясь вписаться в рынок то с одним президентом, то с другим. В то же время IBM и Motorola пытались остановить наступление Wintel (альянса Microsoft и Intel), так что они предложили Apple разработать компьютер, который мог бы с равным успехом использовать Mac OS, IBM OS/2 и Microsoft Windows NT с чипами IBM и Motorola PowerPC. Microsoft запретила использование NT для PowerPC, но так называемый альянс AIM открыл дверь для Apple, чтобы дать возможность другим компаниям продавать Mac.

Motorola предложила несколько моделей StarMax, но самым главным производителем клонов стала компания Power Computing. С поддержкой такого серьезного производителя, как IBM, Power Computing стала очень успешной, и какое-то время продавала больше, чем Dell. Apple тем временем придерживалась традиционных продаж через собственные магазины и по почте. Клоны Power Computing стоили меньше и вскоре превзошли оригинальные компьютеры в рейтингах журналов Macworld и MacUser. Их дизайн был таким же, как у обычных компьютеров, и компания предлагала такой же уровень кастомизации машин, как и Dell, находящаяся в тот момент в первых строчках лидеров продаж. Apple потеряла собственные лицензии, что совершенно деморализовало всю компанию.

Когда Джобс вернулся в Apple в 1997 году, он решил исправить ошибки Apple без вмешательства извне и одним махом покончил с клонами выпуском Mac OS 9, в которой не было элементов, проданных ранее другим компаниям. Хотя на самом деле Mac OS 9 и была всего лишь малозначительным обновлением Mac OS 8.6, смена номера позволила де-факто отмежеваться от клонов. После чего Apple купила Power Computing и уничтожила ее в том же году.

10. Мышь Apple USB (1998-2000)

После возвращения в Apple в 1997 году Джобс пересмотрел политику выпуска Mac. Команда дизайнеров создала линейку разноцветных iMac, которые резко контрастировали с традиционными цветами. Когда в Apple начали поддерживать новый стандарт USB, то также было решено взглянуть по-иному на мышь. Результатом стала круглая, похожая на игрушку «йо-йо» USB-мышь, которую за глаза называли «мышь-шайба». Такой необычный дизайн привлек внимание, но по другим причинам: ее было трудно удержать в ладони, так что для большинства людей эта мышь просто не подошла физически.

Apple в то время находилась в совершенно оторванном от реального мира состоянии крайнего высокомерия, а Джобс и другие топ-менеджеры вели себя, как примадонны от мира моды – они просто не могли понять, как кто-то вообще смеет сомневаться в их гениальности и чувстве стиля. Но в 2000 году компания все-таки выпустила мышь Apple Pro, чьи элегантные и удлиненные формы были достаточно удобны, что подтвердили и сами пользователи.

11. Power Mac G4 Cube (2000-2001)

Пинком моде от Apple также стал результатом выпуска G4 Cube, компьютера в «кристаллическом» стиле, который очень напоминал рабочую станцию Next Cube, продаваемую Джобсом в период с 1990 по 1993 годы. Но как это часто и бывает в мире моды, содержание совершенно не соответствовало внешнему виду. G4 Cube не имел места для карт расширения, его акриловый корпус и отсутствие места для вентиляторов (чтобы сделать его тише) привели к тому, что компьютер перегревался, и к тому же не было звукового входа.

G4 Cube не был первой попыткой Apple стать законодателем мод; iMac 1998 года был первой попыткой облечь компьютер в прозрачную пластмассу с необычными формами.

12. Apple TV (2007 – настоящее время)

В последние годы Apple лишила нас возможности глумиться над своими провалами, которыми компания радовала с середины девяностых до начала первого десятилетия нового века. Хотя Mac Mini и были раскритикованы за запредельные цены, они очень хорошо продаются. Вместо этого компания выдает хиты «на-гора» - MacBook, MacBook Pro, iPod, iTunes, iPhone. Есть только одно исключение: Apple TV.

Сетевой медиабокс от Apple был призван стать новым TiVo, но он не так хорош, как медиацентры на базе Windows. Поэтому Apple TV обладает рядом существенных ограничений. Например, таких: вы можете использовать их для воспроизведения музыки и демонстрации изображений на телевизор через другие компьютеры или iTunes – точно так же, как воспроизведение видео с Flickr, YouTube и iTunes Store. Но ведь можно делать то же самое, подключив компьютер по HDMI или USB без использования «посредников».

Apple TV не подключен к видео-библиотекам Netfix или Blockbuster, поэтому вы ограничены только iTunes, которые очень многие теле- и киностудии не поддерживают, избегая возможной потери контроля над индустрией. Другими словами, Apple TV не является какой-то инновационной разработкой – в отличие от всего того, что создавалось ранее.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх