Работая в электронной коммерции, я имею отличную возможность наблюдать за тысячами транзакций, проходящих через сайт нашей компании всего за один день. Умные и уже ставшие вполне обыденными технологии позволяют хорошо разглядеть и анализировать поведение, предпочтения и маршруты огромной армии российских онлайн-покупателей. Этими наблюдениями, подкрепленными жесткой статистикой, делюсь с вами.
Наблюдение №1: На примере розничного онлайн-бизнеса с многомиллионной базой подписчиков и тысячами активных покупателей в день констатирую существенный рост активности онлайн-покупателей. Если подробнее, то по сравнению с данными на начало 2011 года, наши покупатели стали тратить в 2.5 раза больше денег на единичную покупку в Сети. Они также делают это с большей уверенностью, чем раньше. К примеру, массажные кресла стоимостью 90 000 рублей в Интернете покупают так же легко, как и сертификаты на поход в приличный ресторан или пылесосы за 16 000 рублей.
Наблюдение №2: Полезное, для тех, кто еще не выбрал тактику работы с онлайн-покупателем. Как сегодня предпочитают расплачиваться за свои покупки россияне? Кто-то из нас предпочитает традиционный для 2000-х годов способ – оплата услуг и товаров онлайн-деньгами. Процент таких транзакций снижается и по нашей статистике составляет 4% от всех платежей на июнь 2013 года. Происходит это из-за растущей популярности банковских карт - следствия развития в стране банковской системы. В качестве основного довода в пользу последних, свидетельствует исследование T Research and Markets. Только в 2011 году рынок банковских карт и платежей прибавлял по 17.9% (compound annual growth rate, CAGR) и в 2011 году достиг 200.2 миллионов карт. Чтобы развивать свой бизнес в регионах, российские банки наращивали оперирование сетями банкоматов, говорится с исследовании. Конкуренция в этом секторе также стала стимулом для увеличения маркетинговой активности и изменения ценовой стратегии – инструментов, нацеленных на привлечение все большей покупательской аудитории. Наверное, все мы успели заметить, как в нашу жизнь вошли предложения банками скидок в розничные магазины и рестораны, поощрительные акции и уменьшение дневного лимита на выдачу наличных средств.
Другой важный показатель - рынок кредитных карт в России, который, уже согласно прошлогоднему исследованию Tinkoff Credit Systems, вырос на 82.5%. Он превысил показатели 2011 года (61.6%). Показатель рынка розничных заимствований при этом удвоился и составил около 40%. На 1 января 2013 года объем портфеля кредитных карт в российских банках составил 671.3 миллионов рублей.
Как результат, «Групон» пожинает плоды «пластикового» бума - платежи за товары и услуги с банковских карт неуклонно растут и на сентябрь 2013 года составляют около 70% от всех транзакций, сделанных покупателями нашей компании. Достойные цифры для страны, которая «обналичивала» 100% заработной платы еще 10-15 лет назад.
Еще одна группа онлайн-покупателей остается верна оплате с помощью платежных терминалов - другому массовому тренду 2000-х. Недалеки те времена, когда малый бизнес и простой потребитель чувствовал себя более уверенно, расплачиваясь «живыми» деньгами, пусть и с автоматом. В эту декаду (стремительного развития финансовой системы) банки старались держаться в стороне от рынка бесчисленных микроплатежей – оплата коммунальных платежей, штрафов, абонентской платы за услуги и мобильную связь. Сегодня терминалами продолжают пользоваться все, у кого закончились средства на банковской карте, и нет возможности оперативно ее пополнить; или те, кто опасается использовать карту для онлайн-платежей, а также иммигранты, подростки, в общем, те, у кого банковской карты нет. Чуть позже оборот и потенциал терминалов и систем онлайн-оплаты заметили крупные розничные сети и мобильные операторы, в поиске дополнительных источников дохода от собственной деятельности. Интересно заметить, что средняя покупка в «Групоне», оплачиваемая с помощью онлайн-систем, равна 1730 рублей. А такой крупный ритейлер, как «Евросеть» проводит через себя более 7% наших платежей, и обычно на более крупные (чем указанная) суммы.
Наблюдение №3. Насыщенность сегодняшних будней, интернет-доступ к любой информации в режиме «здесь и сейчас» делает нашу жизнь ярче и доступнее. Девиз сегодняшнего дня: «Планируй жизнь за секунды и минуты, перекраивай время и пространство, деловые встречи, подарки для тещи и отпуски, всего лишь достав из кармана смартфон». Если прибавить к этому стремительный рост отечественной интернет-аудитории и глобальную «вайфайзацию» населения планеты, то можно предположить, чем интернет станет завтра.
«Что сегодня покупают в Интернете, самые странные покупки россиян» - в наблюдениях онлайн-торговца через месяц.
Вадим Федотов, генеральный директор "Групон Россия"