На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Где родился, там и пригодился

Председатель совета директоров «СБ банка» Леонид Тюхтяев – о дирижаблях Google, интернет-банкинге и преимуществах танцующих слонов.

 

Тюхтяев Леонид Борисович (21 июля 1956, г. Москва)

  • в 1979 году окончил Московский Инженерно-Физический Институт (МИФИ) о специальности «ядерная физика»;
  • мастер спорта международного класса и многократный рекордсмен  в области воздухоплавания;
  • председатель совета директоров «СБ банка»;
  • в соавторстве с женой Ириной написал книгу «Зоки и Бада» - переиздавалась 10 раз, общий тираж более300 000 экземпляров.

 

Другая жизнь

Физики многие пошли в бизнес. Из ядерной энергетики - мы все же оттуда вышли - каждый кем-то был. Мы были инженерами, ядерщиками, физиками. Тогда распределение профессий было не такое, как сейчас. Сейчас вряд ли кто пойдет в ядерную физику, а тогда шли в массовом порядке - в летчики, в ядерную физику и т.д. Сейчас как-то больше менеджеров, финансистов, «продажников». Такая жизнь у нас, у нас в городе особенно. А тогда была другая. Как и многие тогда, оставшись безработным при смене государства, при распаде Союза, конечно, начал думать, что делать и, как и многие тысячи-сотни, попал в малый бизнес. И мало-помалу, как говорится, с первого компьютера, с первого кооператива... Как и все. Сейчас это уже, наверное, массовая история. И как-то стал заниматься малым бизнесом, а уже ближе к 2000 году бизнес стал средним. Так скажем, перестал быть малым.

Профессия бизнесмен

Банк – дело такое, что я и сейчас не могу назвать себя банкиром: что вот я сижу, считаю деньги, выдаю кредиты. Ну, не выдаю я кредиты, кредиты выдает кредитный комитет. Если бы Вы меня сейчас заставили, я бы смог набить платежку. Я пришел из клиентов, из крупных клиентов, это ни для кого не секрет, все это знаю. Это было очень давно, больше 10 лет назад. Будучи крупным клиентом банка, просто договарились с собственником на тот момент. И купил я долю, как сейчас говорят. На сайте у меня обозначено сколько процентов. Вопрос не в этом. Я всегда был клиентщиком. Я был и клиентом, и клиентщиком. Моя, так скажем, профессия – говорить с людьми, убеждать, находить контакт. Ну, наверно, так. Я не поднимался по рангам в банке. Нет опыта банковской работы, я не банковский работник. Я, так скажем, бизнесмен.

Я сейчас председатель совета директоров. Совет директоров, ну, вот я советую, правление правит, а совет директоров советует. Я не в технологиях. Я не внутри системы банковской. Даю советы, чтобы все было нормально. Банк в первой сотне уже много лет.

Да, мы предлагаем потребительский кредит. Население хочет – мы даем. Дать всем кредитов, мы даем, если нормальные клиенты. Я бы гонкой это не назвал. Мы не одиозно отличаемся по величине процентов, не предлагаем большие проценты по вкладам. Мы держимся, как советует нам наш бизнес и деловой опыт, и как нам советует и регулятор. Мы нормальные, мы не одиозные в этом плане. Мы не готовы душу дьяволу продать за клиента. Мы готовы нормально работать – вот наша политика.

Валить или не валить?

Знаете, миллионы людей никуда не уехали отсюда, не начитались всякой фигни, что пора валить. Ну, пора валить, бери и вали, а мы вот здесь работаем каждый день. Я, например, еду сейчас с работы. Мы здесь работаем. Утром мы едем на работу, вечером едем с работы. Поздно приходим, не часто видим (хотелось бы чаще) внуков, жену. Потому что мы здесь работаем. Может, и будет фигово, может, будет чуть более тяжело, но совсем фигово не будет, потому что мы здесь, мы никуда не делись, и таких миллионы.

Я не боюсь быть неполиткорректным, но на своей должности я политкорректен. Как я могу быть в эфире, где меня слушают сколько-то там тысяч человек, а потом я надеюсь и еще больше, десятки тысяч человек это увидят и услышат это интервью. Я официальное лицо, и в этом смысле я выражаю позицию банка. Если Вы спросите о моей личной позиции по поводу дирижаблей, я там выскажу.

Быстро танцующий слон

Два года назад, помню меня Бизнес-FM спрашивали: «Вот завтра придут китайцы на наш рынок», я говорил: «Не придут». Ну, и где эти китайцы? Мы, как были, здесь. Я как в Замоскваречье учился, на Балчуге работаю. Как были клиенты, ни один не ушел, только прибавилось. Ну, какой-то такой органический рост, я не говорю много. Что-то китайцы не пришли. Что-то «Связной» не взял и не захватил у нас половину клиентов. Ни один клиент мне не сказал: «Все, Лёнь, я с тобой работал 20 лет, теперь я ухожу в «Связной». Вот что-то пока такого не было. Уйдет, посмотрим. Понятно, что банковский бизнес меняется, но меняемся и мы.

Конечно, оттуда, из интернета, из розницы, идет атака типа того, что «я умею хорошо продавать телефон, у меня есть несколько тысяч точек, я буду продавать там банковские услуги». Ну, мысль развития понятна. Она имеет право на жизнь, я считаю. Да, она может сформироваться и работать. Ну, будем меняться и мы так же, жизнь заставит.

 И «Сбербанк» тоже меняется. Пришел, вы знаете, Греф, он менял банк. Как он говорит: «Слона надо научить танцевать побыстрее». Большой слон пусть танцует более элегантно. Мне это нравится. У нас небольшой слон.

Когда мы не сможем, значит, нас кто-то сменит. Мне, например, скоро 60 лет. И я не собираюсь дальше оставаться на своем посту. Вот 3 года и все, до свидания. Кто-то придет новый. Кто-то будет другой, в этом и залог того, что, наверное, танцевать будем по-новому. Это так действительно. Я это осознаю, иначе молодежь сожрет. В хорошем смысле. Они сожрут Римскую империю, если она не будет меняться. Старая банковская система, почему бы ее не поменять. Все кусают всех. Сейчас война против всех. Сейчас так во всех сферах бизнеса. У меня мнение в основном, как потребителя. Еще раз повторяю, я не банковский IT-шник, не банковский кредитчик, я просто Леонид Тюхтяев.

Естественно роль интернета повысится, а кто будет и что будет…  У мастодонтов старой формации есть дремлющая сила, которая проснется, когда кушать нечего станет. Когда мне завтра скажут: «Лёня, у нас все клиенты ушли в интернет», - то, наверное, завтра Лёня окажется в интернете, или Вася. Адекватно будем реагировать на вызов времени. Мы не глухие, не слепые, мы живем здесь, здесь родились. Неужели вы думаете, что мы будем ждать, пока кто-то там отберет всех клиентов? Мы будем меняться.

 

Google хочет дать интернет Африке, а потом и остальному миру, с помощью дирижаблей

Там, насколько я понимаю, не дирижабли, а аэростаты имеются в виду. Дирижабль – это с мотором, а аэростат форму может иметь такую длинную, но, по сути, быть аэростатом. Это привязной аэростат может быть. Такие во время войны вешали с тросами, чтобы вражеский самолет не пролетел. Все, что без мотора, – это аэростат. А если на аэростат приделать мотор – это дирижабль. Он управляемый и может, куда хочешь, лететь.

В принципе, прекрасный проект, если Google сделает. У фирм появятся заказчики на кучу аэростатов. Аэростаты себя проявят очень хорошо. Такая реинкарнация, потому что они были востребованы когда-то до войны. В период аэростатной войны они были востребованы, но это до космоса, 50-е годы. Друг на друга запускали аэростаты, следили, пленку потом сбрасывали, облетев вокруг земли. Интересная такая гонка была. Недолго продлилась, все убили спутники, так сказать. Теперь со спутников все видно. Я думаю, что эта штука вполне может очень выстрелить, и какие-то компании хорошо поднимутся, дай бог. Я думаю, хорошая штука. Может выстрелить при должном внимании к этому.

 

Для тех, кому за 20

Ну, квартиру бы закладывать точно бы не посоветовал. 100% не надо. Все, у кого есть квартира, никогда не закладывайте ее ради какого-то кажущегося вам сейчас_два_конца_сделаю_три_конца_отобью. Будет 0,5 конца. Кто понимает в математике, поймет, что это такое. Дай Бог, 0,5 конца. Ищите другие источники, не надо закладывать квартиру. Образование, навыки надо! 25 лет – вперед, учись всему, чему можешь, читай все, до чего дотянешься, одна книга в день. Одна книга в день деловая, как продать, как купить, как научиться чему-то. Диета, спорт, все надо, как знакомиться с девушками, читай, пока не познакомился, даже если познакомился, все равно прочитай, почему не получилось.

В казино не ходите, а в себя вкладывайте. Когда много денег, тогда и приходит понимание, куда их вкладывать. Ни один человек не пришел ко мне, не положил на стол «лимон» и не сказал: «Куда мне его вложить?». Как правило, когда у человека есть «лимон», это такая хорошая увесистая сумма, он уже знает.

 Мы знаем, что юристов и экономистов перепроизводство, но экономические и юридические знания и для себя полезны. Просто поучись, получи диплом. Даже в этом плане, что ты получил для себя образование, ты уже окупишь его, на мой взгляд. А дальше интересные есть какие-то вещи. Может, это мои комплексы - я не психолог, не социолог. Думаю, наверное, надо было и этому поучиться...

Сейчас,  это уже общим метсом стало, огромный недобор инженеров. Хороший инженер – это профессия грядущего 10–15-летия. Если хочешь хороший, надежный заработок и уважать себя, иди инженером будь, Бауманку заканчивай, МАИ, в МИФИ поступай. Ведь все, что у нас тут есть – это гигантские инженерные системы, инфраструктуры, мосты, трубы и прочее.

Ну, не все уходят в интернет. В интернет не все уйдут это не «гоголевская шинель», в которую зашли, вышли. В интернет все не уйдут, мы он по земле ходим, хлеб едим. Не в интернете мы все это делаем.

Кризис

Меня исправно «пытают». Я говорю, что кризиса не будет, все время оказываюсь прав.

Говорят-говорят. Кто говорит в декабре, кто говорит, что он уже. Ну, мы все про вторую волну, про третью, про пятую волну… Ну, вот так сказать, что совсем все плохо, ну, не сказать. Не 98-й год. Очереди в банки не стоят.

Я не знаю, как там будет. А вот что будет здесь, я в большей мере знаю, наверное, потому что я прожил большую жизнь здесь. Здесь недалеко,на Мытной жил, учился на метро Октябрьская, тут я работаю на Балчуге. Тут у нас банк на Балчуге расположен. Где родился, там и пригодился. Где учился, где первоклассником пошел в школу, там и окончил, там работаю до сих пор. Думаю еще какое-то время поработать.

И вот на счет кризиса. Что завтра вот – все! Да что-то вряд ли…

 

Полный текст интервью на сайте Ассоциации Развития Электронной Коммерции, специально для "Руформатора"

 

 

Картина дня

наверх