На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Foursquare: реклама по вызову

Фото: flickr.com/stickergiant

То, что Роберт Скобл (Robert Scoble) находится в Париже, через час уже знали более 4 тыс. человек. Когда он заселился в гостиничный номер недалеко от Собора Парижской Богоматери, он открыл в своем iPhone приложение под названием Foursquare и нажал на кнопку «Отметиться». Моментально приложение определило его местонахождение и отправило его знакомым сообщение об этом. В то же время Foursquare выдал ему полезную информацию об окрестности от других пользователей. Например, что одна из лучших пекарен в городе находится в паре шагов от его гостиницы.

Скобл – один из самых известных блогеров в мире, пишущих о технических разработках. И когда он поднимает шум вокруг новых интернет-услуг, то в последствии они часто пользуются популярностью у миллионов. «Foursquare, - писал тогда Скобл, - станет когда-нибудь популярнее, чем сервис коротких сообщений Twitter, о котором и так уже много говорят».

Foursquare – это программный гибрид, поставляющий следующие услуги: поиск друзей по интересам и знакомым, сервис предложений, куда можно сходить в округе, портал виртуальных игр и платформа для местной рекламы. Эта программа позволяет определить местоположение телефона  с помощью данных GPS. По желанию пользователя она также может выдать список интересных мест, которые находятся рядом.

Тот, кто жмет на «Отметиться», сообщает через социальную сеть всем своим знакомым, где он находится. Награда для особо старательных такова: кто чаще всех отмечает свое местоположение, тому присваивается статус «мэра». Скобл, между тем, уже мэр 8 городов. Среди друзей, по его словам, царит настоящая конкуренция – «кто станет мэром известнейших баров в Силиконовой долине?».

Не успели еще и озвучить несколько лет назад саму идею о такой программе, как она превратилась в ночной кошмар для специалистов в области защиты персональных данных. Сегодня подобные услуги с поиском местонахождения относятся к главнейшим тенденциям в сфере интернет-индустрии: Foursquare вначале насчитывал около полумиллиона пользователей, для которых был собран венчурный капитал в размере более $1,3 млн. Инвесторы бились за то, чтобы вложить свои деньги в эту разработку.

Меньше чем через год после старта проекта рост Foursquare составлял каждый месяц 70%. Число отметок, которые делали пользователи, «за каждые четыре недели росло на 120%», рассказывал генеральный директор Foursquare Деннис Кроули (Dennis Crowley), который основал эту фирму в Нью-Йорке вместе со своим другом из университета Навеном Сельвадураем (Naveen Selvadurai).

Новые услуги объединяют Интернет с реальным миром. До этого социальным сетям было совершенно все равно, где находились их пользователи. Общение, потребность в информации и местоположение пользователя были отделены друг друга. До этого интернет-сообщества состояли из людей, которые друг друга лишь знали. Foursquare и другие компании привязали социальные сети к той или иной местности. Теперь и не обсуждается, кто кого знает, как это обычно на Facebook. Речь идет о том, кто где находится, какие друзья у него есть в этой окрестности, и важнее всего: кто что делает.

«Все это позволяет рекламным агентствам собрать вместе эти данные и суметь в дальнейшем гораздо точнее воздействовать на потребителя через рекламные лозунги и баннеры, - говорит Хайке Шольц, эксперт в области мобильной телефонии и директор компании Zeitgaist. - Это предоставляет огромный потенциал». Стоит только одним матерям придти на детскую площадку и сообщить об этом через Foursquare другим, как об этом также узнают и рекламные агентства, для которых это будет сигналом о том, что у них есть несколько минут, чтобы привлечь их внимание.

С тех пор как закончились многомиллиардные торги по продаже лицензий на внедрение 3G-технологий, идейные интернет-первопроходцы уже мечтают об услугах, привязанных к определенной местности. Но настоящего прорыва они пока не достигли. «Наше время тогда еще не настало», - объясняет Деннис Кроули. Он знает, о чем он говорит: его новый продукт Dodgeball создан по похожей модели. «Сегодня люди больше открыты для таких услуг» - подытожил основатель Foursquare.

Но прежде всего не так много людей было в состоянии пользоваться этими приложениями для мобильных телефонов. Сейчас число продаваемых смартфонов бьет один рекорд по продажам за другим. По оценке экспертов шведской аналитической компании «Берг Инсайт», число пользователей сервисов, прикрепленных к местности, уже в 2014 году достигнет почти 130 млн человек. По их мнению, наиболее востребованными сервисами станут поиск доступных услуг в окрестностях, навигация и социальные сети среди других подобных предложений.

Успех Foursquare кроется в его хорошо продуманном интерфейсе. «Это заставит людей все чаще использовать данные услуги. Не менее важно и то, что пользователи Foursquare контролируют свои персональные данные», - говорит Скобл. Сама программа никогда не определяет местонахождение человека и не сообщает об этом в Интернете автоматически. Этим Foursquare и отличается от других предложений подобных услуг, как Google Latitude, который автоматически показывает город, в котором вы сейчас находитесь.

В отличие от Twitter, чьи создатели ищут возможности, чтобы нажиться на своей популярности и до сих пор не особо определились с монетизацией проекта, владельцы Foursquare уже придумали, как они будут зарабатывать деньги: магазины и рестораны могут угощать своих посетителей бесплатными напитками. Foursquare мог бы стать при этом сервисом для оповещений и объявлений, опубликованных на конкретной территории. Сейчас гораздо важнее еще и развивать сотрудничество с другими фирмами: журнал Lucky предоставляет Foursquare информацию о том, что происходит на Неделе высокой моды в Нью-Йорке. Посетители этого мероприятия получают, пользуясь Foursquare в том или ином районе города, советы, где находятся хорошие бары и тихие кафе, где можно подключиться к Wi-Fi. Также Foursquare публикует афишу предстоящих шоу.

Успех Foursquare четко показал, какие сведения люди готовы разглашать в Сети: многие готовы рассказать почти все. Складывается впечатление, что активные пользователи подобных приложений сами просят, чтобы до них доходила реклама. Конечно, чем более «адресной» или целенаправленной является рекламное сообщение, тем более релевантна она для пользователя. Однако все это в то же время показывает, насколько глубоко современное общество интегрировано в рынок и как широко оно готово пренебрегать приватностью своих индивидуумов. Только время покажет, к каким последствиям может привести популярность подобных приложений в контексте расцвета киберпреступности и эффективных методов электронного мошенничества.

Автор: Максим Россошанский, менеджер по маркетингу Magazinga

Картина дня

наверх