«Руформатор» предлагает перевод статьи человека, который, будучи близок к обществу, защищающему авторские права канадских музыкантов и исполнителей, уверен: единственный способ спасти музыкальную индустрию от коллапса - это разрешить свободный файлообмен и брать за него небольшую абонентскую плату.
В то время как вы читаете эти строки, 10 миллионов файлов с песнями передаются пользователями друг другу.
Это не новость. Это происходит 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в год в течение большей части последнего десятилетия. В любой момент времени передается 10 миллионов файлов с песнями.
Несмотря на годы судов и других репрессивных мер, которые пытались заставить «пиратов» прекратить файлообмен, конца ему не видно.
В то время как iTunes продает около миллиарда треков в год, около 40 миллиардов передаются через сети Limewire, Transmission, по электронной почте, в интернет-пейджерах и другими легкодоступными технологиями. Более 95% музыки, которую люди получают через Интернет, приходит к ним посредством файлообмена: отношение «незаконных» загрузок к «законным» составляет 40 к 1.
Люди, пишущие, исполняющие и производящие музыку профессионально, не получат за свои прекрасные произведения, которыми наслаждаются миллионы слушателей, ни цента.
Как один из создателей музыки, что я об этом всем думаю? Все почти в порядке, и при одном условии, к которому я вот-вот подойду, файлообмен будет абсолютно законной деятельностью.
Прежде всего, те из нас, кто пишет и продюсирует музыку, не называют людей, меняющихся файлами, «пиратами» и «преступниками». Мы называем их «аудиторией» и нашими «поклонниками».
И нам нравится файлообмен. Вот почему:
Музыкальный файлообмен - это самая свободная, «зеленая» и большая глобальная система дистрибуции всевозможной музыки. Ничто никогда не доставляло больше музыки большему количеству людей более эффективно и дружественно по отношению к окружающей среде.
Это полностью открытая система. Любой артист может начать обмен своей работой и таким образом предложить ее миру. Для честолюбивого исполнителя и автора это бесплатная, всемирная система распространения. Сторожа не нужны.
Что может не нравиться любителям музыки в возможности иметь доступ к всемирному музыкальному репертуару, приближающемуся к сотне миллионов уникальных песен? Каждая песня, о которой вы можете подумать, и много миллионов тех, о которых вы и подумать не можете, доступны для скачивания. Для контраста: iTunes предлагает менее 10 миллионов записей.
Кроме того, обменные сети - крупнейшее существующее хранилище музыки всех типов в истории человечества. Звукозаписывающие лейблы банкротятся, склады, полные записей, сгорают, мастер-диски выбрасываются или просто портятся из-за пренебрежения и возраста. Поклонники сберегают и делятся музыкой, которая им нравится. Так она выживает, чтобы следующие поколения тоже наслаждались и делились ей.
Чего же не хватает?
Нескольких долларов в месяц.
Лицензионный сбор в $4-5 мог бы быть включен в ежемесячный счет за доступ в Интернет. Люди, которые не участвуют в файлообмене, могут отказаться от этого сбора. Деньги собирались бы в общий пул и делились пропорционально между исполнителями, авторами и правообладателями тех песен, которыми делятся. Уважаемое в мире канадское общество защиты прав исполнителей SOCAN лицензировало вещателей и распространителей, используя похожую методику на протяжении десятилетий, и могло бы легко взять на вооружение этот столь необходимый создателям музыки источник дохода.
Если бы каждое канадское домохозяйство, в котором живут участники файлообмена, платило небольшой сбор, случилось бы нечто чудесное: создатели музыки смогли бы зарабатывать на жизнь.
В этом сейчас и есть проблема. Большинство исполнителей и авторов - не рок-звезды, и, к сожалению, они не зарабатывают сумм, отдаленно похожих на те, на которые можно жить. Особенно это верно для нового приближающегося поколения создателей музыки. Происходит это потому, что продажи CD катастрофически упали, и у лейблов нет денег, чтобы подписывать и развивать новых исполнителей.
В результате лицензирования файлообмена коллапс музыкальной индустрии приведет к музыкальному возрождению, а авторы и исполнители смогут проводить свои дни, создавая больше замечательной канадской музыки для всего мира.