На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рунет находится в глубокой коме

Фото: fototerra.ru

Зоопарк начал бурлить около месяца назад, когда в Интернете появились слухи о готовящейся к публикации очередной партии документов с Wikileaks, где будет что-то страшное и про российские власти. Власти клятвенно заверили народ в том, что ничего страшного про них там быть не может, потому что у нас все хорошо и совсем скоро будет рай и отдельная жилплощадь каждому, а народ, разумеется, не поверил и стал, затаив дыхание, ожидать публикации.

Дождались. В последнюю неделю новости на порталах бурлят заголовками о том, что «Российская власть связана с мафией», о том, что Медведев – это «Робин при Бэтмене» и прочие «громкости».

Блекло на этом фоне смотрится выступление Парфенова на церемонии награждения, когда одни его коллеги смотрят с каменными лицами, другие изображают из себя наставников молодежи, третьи наверняка думают «ну хоть у кого-то хватило смелости». Хватило. Молодец. А что дальше?

Новостные сайты соревнуются в том, кто как напишет про то, что уже известно о связях власти с мафией (разумеется, из Wikileaks: в крайнем случае, все можно свалить на него), власти хранят гробовое молчание, отзывы коллег Парфенова варьируются от «молодец, все правильно сказал» до «Леня, ты неправ».

Когда появляются такие заголовки и такие выступления, у нас обычно рождается надежда - сейчас «повернется какой-нибудь винтик» и что-то изменится. Но проходит день, другой, третий, десятый – и ничего не меняется. Да, одни американские дипломаты осмеивают Медведева, другие бросают в лицо Путину обвинения в связи с мафией и коррупцией, это видят все, и за рубежом и в России – но ничего не происходит. Никакого «поворота винтика» нет.

Когда такие вещи происходят в США, это вызывает бурную реакцию. Недавно были опубликованы на том же Wikileaks тысячи документов, рассказывающие о нехороших делах американских военных в Афганистане в том числе – США бурлит до сих пор. И неважно, что там происходит: там происходит что-то. В России не происходит ровным счетом ничего. Сдержанная реакция российских властей: уверенные слова о провокациях «и вообще врете вы все», молчание в ответ на прямые обвинения Леонида Парфенова федеральных телеканалов в продажности.

Интернет – это очень гибкая штука. И манипулировать им можно как угодно. В развитых странах, где понятие «свобода слова» - не пустой звук, Интернет служит мощным оружием для возбуждения уголовных дел, громких отставок, длительных тюремных сроков и операций спецслужб. В странах с легализованной цензурой вроде Китая посадить могут за простое сообщение в Twitter.

В России как всегда все по-другому. Как лет 25 назад говорил в своем монологе Евгений Петросян (вы удивитесь, но когда-то он читал адекватные и злободневные тексты), «у России особый путь – на этом пути никого нет. Ни спереди, ни сзади».
Путь этот сегодня называется «молчание». Отсутствие реакции на что бы то ни было. Максимум, что бывает – обещание наказать виновных, бессмысленная фраза «возьму дело под личный контроль», которая периодически исходит от различных официальных лиц, от министра до президента.

Интернет в России – это не более чем способ связи одного человека с другим. Быть оружием свободы слова (как в США) или самым легким способом попасть на тюремные нары (как в Китае) Рунет не способен. Да, периодически бывают громкие показательные дела с целью посадить кого-нибудь – эпохальный скандал с делом Саввы Терентьева, например. Или периодически пропадающие из Сети уже опубликованные материалы. Иногда гибнущие или избитые журналисты, чьи дела обязательно «берутся под личный контроль». Но по большому счету Интернет в России не меняет ничего.

Потому что мы сидим на двух стульях одновременно. С одной стороны, власти заявляют о том, что в России демократия и свобода слова – чтобы иностранные товарищи не роптали. С другой стороны, человека осуждают за то, что тот облил милицию грязью в своем блоге, и назвал ее тем, чем их и так все называют за глаза. Если бы в России работала демократия по американской модели, многие головы давно бы полетели. Если бы в России было что-то, похожее на происходящее в Китае, половина Рунета давно бы просиживала штаны в очередной реинкарнации ГУЛАГа.

В лагерях КНДР, по слухам, сидят 200 тыс. несогласных с идеями чучхе и путями к всеобщему процветанию. В России «несогласные» выходят 31-го числа на митинг, возмущаются и трясут своими несогласными мощами, а потом, удовлетворенные, едут домой. Для того, чтобы написать в своем уютном бложике с чашкой чая в руке очередные пасквили на тему продажной власти – до которых никому нет дела, кроме единомышленников «несогласных». Потому они и сидят в теплой квартире на уютном кресле и пользуются капиталистическим Интернетом вместо пребывания в застенках ГУЛАГа.

Какие бы очередные «грозные разоблачения» ни публиковались, какой бы журналист ни заявлял в прямом эфире о том, что вся пресса давно с успехом продалась и работает по советской модели – ничего от этого не изменится. Свою модель Интернета Россия, наконец, построила (хоть что-то, но свое): «Рунет» уже впору называть «Команет», потому что из коматозного состояния самостоятельно он выйти уже не в силах. А не в силах он выйти потому, что все давно утратили веру в то, что перемены вообще возможны.

Несколько дней назад Wikileaks пригрозила публикацией компромата на крупный американский банк. И будьте уверены – чьи-то головы полетят. Кто-то, возможно, окажется за решеткой. Но если Wikileaks найдет что-нибудь криминальное на «Сбербанк», «ВТБ» или другие банки с непосредственным участием государства или олигархов – не произойдет ничего. «Команет» побузит с недельку и затем найдет новые волнующие темы для обсуждения – например, о том, почему Павел Дуров опять что-то изменил «В Контакте» и ввел очередной «супермикроблог». Такие темы волнуют умы российских интернетчиков куда больше, чем что-то действительно важное, и прошедшая неделя подтвердила это окончательно и бесповоротно.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх