На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ретро: Sarien.net - коллекция старых квестов

К 2010 году квесты уже утратили бешеную популярность, которой обладали 15-20 лет назад. То немногое, что выпускается сейчас, даже на йоту не приближается к действительно интеллектуальным играм 1980/90-х годов. Мы имеем в виду в данном случае «чистые» квесты, в которых игра сводится на 99% к умению думать, решать загадки и пытаться понять, что же хотели сказать создатели игры своим фанатам.

Данный жанр примерно 10 лет назад был почти полностью поглощен другим, который можно назвать жутким англицизмом «адвенчур» - смесь жанров quest и action. Причем далеко не всегда в пользу первой составляющей. Тем не менее, даже адвенчуры к нынешнему дню находятся в весьма плачевном состоянии. Если вспомнить, к примеру, практически чистый квест The Longest Journey (которому как раз исполняется 10 лет в этом году) и его продолжение Dreamfall, вышедшее после долгих ожиданий в 2006 году, то сравнение «интеллектуальной составляющей» будет явно не в пользу последней: в Dreamfall больше внимания уделено именно «экшену» и графике, а не квесту. С другой стороны, на фоне всех остальных современных адвенчуров, Dreamfall явно на высоте. В общем, деградация налицо.

В связи с этим многие бородатые квестеры могут вспомнить компанию Sierra (Sierra Entertainment, Sierra On-Line), которая является фактически основоположником этого жанра. Кстати, именно благодаря десяткам игр компании Sierra (King’s Quest, Police Quest, Quest for Glory, Space Quest, Leasure Suit Larry и т.д.) слово «квест» стало официальным обозначением игр данного жанра.

Немногие знают также и о том, что в эпоху своего зарождения, в 1970-е, квесты были преимущественно текстовые. То есть общение игрока и компьютера сводилось больше к воображению первого и умению «логически мыслить» второго, а сложность игры определялась исключительно фантазией ее создателя, потому что запрограммировать определенный текст, согласитесь, куда проще, чем нарисовать трехмерную анимацию. Что забавно, текстовые квесты понимали даже непечатные выражения – потому что реакцию человека, раздраженного трудной игрой, предугадать нетрудно. Первый графический квест появился только в 1980 году.

А спустя почти 20 лет была предпринята попытка частично возродить такой тип квеста – в игре Leasure Suit Larry VII, уже графической и под Windows. Той компании Sierra давно уж нет и в помине (хотя формально она существует до сих пор), Кен и Роберта Вильямс (Ken, Roberta Williams), Эл Лоуи (Al Lowe) тоже забыты почти всеми, но их эпохальные творения живы до сих пор.

Данные факты имеют прямое отношение к сегодняшнему герою нашего обзора – проекту Sarien.net. Создатели этого портала решили вспомнить самые популярные квесты Sierra и помочь обладателям современных операционных систем поиграть в них. Суть портала – «трансформация» классических квестов Sierra в java-скрипты и помещение их в HTML-страницы. Но реализация сильно отличается от оригиналов.

Отличие заключается в первую очередь во взаимодействии игрока с игровым миром. Если в оригиналах многие игры обладали классическими пикселизованными меню, разными видами курсоров, которые переключались кнопкой мыши, и возможностью производить конкретные действия над конкретными предметами обстановки, то здесь разработчики пошли по иному пути.

Игроку предлагается после запуска игры нажимать на правую кнопку мыши и из внушительного меню выбирать то, что хочется сделать. Причем не факт, что какое-то определенное действие можно сделать в определенной локации. В этом же меню сосредоточены и функции управления игрой – то есть то, что раньше было в обычном игровом меню сверху экрана.

Сохранение предлагается делать посредством закладок браузера, а действия также можно вводить и прямым текстом. На английском языке, разумеется. Такие действия предлагаются во всех играх на Sarient.net без исключения, хотя уже в 1991 году в Space Quest I текстовый интерфейс заменили на графический.

Существенное отличие от оригиналов заключается и в том, что создатели внедрили режим мультиплеера. На практике это значит, что одновременно в один и тот же квест в одном и том же виртуальном пространстве могут играть несколько людей. За одного и того же персонажа, конечно. Смысл данного нововведения – чтобы игроки могли пообщаться друг с другом, находясь в одной и той же локации. Но мультиплеер можно и отключить.

Одним из наиболее существенных минусов этих игр можно назвать отсутствие музыкального сопровождения. Пусть мелодии тогда были жуткими и восьмибитными, но они были, а их отсутствие не помогает созданию нужной атмосферы.

В базе данных пока всего девять игр, но можно надеяться, что их будет больше, да и проект разовьется. Хотя бы музыка, может быть, появится.

Вообще, вероятно, квестам суждено в ближайшие годы возродиться, подобно птице Феникс, но уже совсем на другом уровне – когда развитие искусственного интеллекта станет таким, что делать игры с абсолютно нелинейным сюжетом и непредсказуемым финалом будет и выгодно, и очень интересно. Но когда это произойдет – кто знает…

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх