- Какие цели преследует ОАО «РНТ», организуя публичное размещение? Какую сумму планируется привлечь, и на что пойдут средства?
- Выход IPO является элементом долгосрочной стратегии развития нашей компании. Для нас это непростое, но вполне логичное решение, так как мы работаем на рынке в основном крупного корпоративного и среднего бизнеса.
Публичность дает компании большую степень открытости и большую степень ответственности нас перед нашими заказчиками. Конечно, IPO – это еще и доступ к капиталу, который будет направлен на решение задач развития компании, например, на международную экспансию, усиление позиций в сегменте работы с малым и средним бизнесом.- Можно говорить, что конъюнктура рынка кредитования уже стабилизировалась. Как результат, заемное финансирование можно привлечь по вполне приемлемым ставкам. Чем IPO, на ваш взгляд, выгоднее для ОАО «РНТ» по сравнению с другими способами привлечения капитала в компанию?
- Да, конечно, можно сказать, что сейчас конъюнктура по кредитованию бизнеса вполне сформировалась. Однако мы выбрали IPO как способ привлечения денег в компанию, потому что для нас это имеет двойное значение. Во-первых, собственно привлечение денег, а во-вторых, это элемент политики развития компании. Сейчас большое внимание уделяется внедрению системы мониторинга в государственном секторе. Нам кажется, что публичная компания имеет большие перспективы для того, чтобы занять серьезные позиции именно на рынке государственного сектора.
- Кто является основным потребителем услуг ОАО «РНТ»? Как вы оцениваете перспективы монетизации ГЛОНАСС, и за счет каких факторов будет развиваться рынок в дальнейшем?
- Как я уже упоминал, на сегодняшний день основными клиентами нашей компании являются крупные корпоративные заказчики. Фактически, можно сказать, что почти все крупные корпорации, работающие на российском рынке, являются нашими клиентами. Это как нефтегазовая отрасль, так и сфера транспорта, строительство. Также крупнейшие ритейловые сети являются потребителями наших услуг. Однако мы видим, что постепенно средний и малый бизнес также начинает проявлять активный интерес к нашим технологиям и продуктам. Поэтому одной из задач, которые мы ставим себе после IPO и в рамках стратегии нашего развития – это формирование новой продуктовой линейки, специально ориентированной на средний и малый бизнес. Таким образом, мы сможем закрыть этот сектор, для которого до сегодняшнего момента не было готового сформированного предложения по продуктам.
Несколько слов хотелось бы сказать по поводу так называемой монетизации проектов ГЛОНАСС. Дело в том, что системы подобного масштаба, как в нашей стране, так и за рубежом, в частности, GPS в США, не могут полностью существовать в режиме коммерческой окупаемости. Реализовывать такие проекты и развивать такие системы невозможно без поддержки государства. Поэтому, конечно, мы как активные и заметные участники рынка прилагаем все силы для того, чтобы максимально привлечь наших клиентов к системе ГЛОНАСС. Но нужно понимать, что без государственной поддержки подобного рода системы функционировать не могут.
Я бы сравнил рынок развития системы мониторинга в настоящее время с рынком GSM-связи, скажем, в начале своего развития, то есть порядка 10 лет тому назад. Сейчас рынок навигации мониторинга находится лишь на начальной стадии своего развития, и мы ожидаем в ближайшее время появления нового поколения продуктов - более низкой стоимости, более удобных для пользователя. Это позволит сделать эти продукты и эти услуги массовыми. Поэтому именно переход к массовому внедрению системы навигации мониторинга, на наш взгляд, и будет обуславливать развитие нашей компании и рынка в целом.
- Насколько я понимаю, ОАО «РНТ» ориентировано на активное освоение мирового рынка. Например, недавно компания открыла свое представительство в Египте. С чем связан выход на мировой рынок: уже «тесно» работать в России или действительно спрос на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС, настолько высок? Что вы предлагаете зарубежным потребителям? В какие страны планируется экспансия бизнеса в дальнейшем?
- Хотелось бы обратить внимание, что слово «глобальный» присутствует в названии спутниковой навигационной системы, как в российской (ГЛОНАСС), так и в американской (GPS). Эти системы изначально предусмотрены для использования не на какой-то конкретной территории, в рамках какой-то конкретной страны или государства, а на территории всего земного шара. Поэтому мы изначально структурировали и проектировали свои продукты так, чтобы они не имели географических ограничений. И система «АвтоТрекер» может с одинаковым успехом использоваться как на территории России, так и на территории любого другого государства. В связи с этим мы считаем, что экспансия на зарубежные рынки – это перспективный и логичный путь развития.
Хотя бы потому, что мы могли бы предложить нашим иностранным заказчикам более эффективные и более выгодные, с точки зрения стоимости, продукты по сравнению с теми, что они имеют. В частности, можно сказать, что большой интерес к нашим продуктам проявляют страны арабского региона, а также Латинская Америка. Совсем недавно было подписано соглашение с Индией о совместном использовании ГЛОНАСС. Мы видим выход на зарубежные рынки как вполне «натуральный» этап развития российского рынка навигации и мониторинга. Наши технологии в этой области ничем не уступают западным, которые сейчас присутствуют на рынке зарубежных стран.
Дело в том, что системы мониторинга транспорта относятся к стратегической безопасности государства. Поэтому многие страны считают для себя неприемлемым быть в зависимости от какой-то одной системы, будь то американская GPS или российская ГЛОНАСС. В этом смысле наше предложение, которое представляет собой одновременное использование двух навигационных систем, очень интересно. И многие иностранные заказчики с удовольствием приобретают наше оборудование, потому что мы предлагаем не замену американской системы GPS, а именно параллельное использование российской ГЛОНАСС и GPS.
- Что представляет собой операторская модель бизнеса, переход на которую планирует ОАО «РНТ»? В чем новизна такой модели для российского рынка мониторинга? Что компания планирует делать в рамках движения к операторской модели, и какие конкурентные преимущества принесет компании такая стратегия?
- Мы планируем предложить нашим заказчикам так называемую операторскую модель нашего продукта. То есть предложение будет заключаться в мониторинге автотранспорта как услуге. Что это означает? На сегодняшний день большинство игроков рынка предлагает систему как готовый продукт, который полностью передается в пользование потребителю. Поэтому потребитель должен сформировать у себя определенное подразделение для эксплуатации этой системы, поддерживать ее на рабочем уровне, обучить специалистов работать с ней и, таким образом, полностью сконцентрировать у себя все задачи по эксплуатации подобного рода систем. Эта схема достаточно хорошо вписывается в модели крупного бизнеса, но она малопригодна для малого и среднего бизнеса. Такие компании обычно стараются не вкладываться в непрофильные для себя технологии и хотели бы получать данные услуги на условиях абонентской платы.
Именно такую модель мы хотели бы предложить и предлагаем уже сейчас в качестве альтернативы системы продажи. Это позволит значительно удешевить для конечного пользователя наш продукт, позволит за очень небольшую ежемесячную абонентскую плату получать полный список услуг и отчетов, которые раньше были недоступны предприятиям малого и среднего бизнеса. Мы считаем, что подобная модель продаж является чрезвычайно перспективной, и в будущем она будет доминировать на рынке мониторинга транспорта.
- И последний вопрос, который нельзя не задать, говоря об IPO. Сколько будут стоить акции компании и как их можно купить?
- Мы проводим полноценное публичное размещение, т.е. наши акции доступны для широкой аудитории инвесторов – как для фондов, так и для рядовых граждан. Им достаточно иметь брокерский счет. Прямые заявки можно подать через трех брокеров – ФИНАМ, «Открытие» и «Алор». Клиенты других инвестиционных домов могут обратиться в эти компании, а они потом предоставят код заявки, которую должен будет подать соответствующий брокер, чтобы удовлетворить интересы своего клиента. Сколько будет стоить компания, покажет рынок. Предварительный ценовой коридор – 80-117,5 рубля за акцию. Прием заявок завершается утром 7 июля, а уже 8 июля наши ценные бумаги начинают торговаться на бирже.