Для начала немного истории. Первая модель CP09 от Just5 вышла на рынок менее года назад по заоблачной цене в 4000 рублей. Она обладала уникальным дизайном, огромными кнопками и крошечным дисплеем. И это все - не было даже вибровызова. Весной года нынешнего дебютировала модель CP10, которую за дизайн можно назвать «куском мыла» с рядом устраненных недостатков предыдущей версии.
СР10 заменил в данной ценовой категории СР09, который стал стоить на 1000 рублей дешевле. В августе 2010 года на рынок выходит СР11 – первый телефон с выпрыгивающим экраном, который унаследовал дизайн от СР09 и приобрел ряд новых функций.Примечателен сдвиг в позиционировании: если изначально телефон предназначался для пенсионеров, то теперь налицо смещение в тинейджерский сегмент. Это косвенно подтверждается тем фактом, что клонирование дизайна и функционала набирает обороты, и что в этот ряд начинают вставать и именитые производители. В данном случае не имеет значения, кто у кого украл конфетку изначально (по словам коллеги Сергея Вильянова из 3DNews, сама Just5 позаимствовала идею у безвестных китайцев, но проверить это практически невозможно). Важно, что данные телефоны в России приобрели большую популярность именно благодаря моделям Just5.
1. TeXet TM-B100
TeXet – российский бренд, ранее называвшийся «Алкотел» (название напоминает известную марку сотовых телефонов, так что к копированию компании не привыкать), знаком потребителю прежде всего по неплохим домашним DECT-телефонам нижней ценовой категории. Модель TM-B100 является клоном CP09, но с немного видоизмененным дизайном: более выпуклые кнопки, другие рисунки, чуть увеличенный по высоте экран и россыпь из кнопок на торцах. Судя по отзывам, данный аппарат со средней ценой в 1800 рублей пользуется большим спросом, но есть претензии к вибровызову, качеству сборки и «глючной» прошивке.
Источник: ferra.ru
TeXet TM-B100 считают основным конкурентом СР09, но неясен вопрос, что делать, если аппарат выходит из строя. Кроме того, в свете грядущего выхода СР11 и падения цены CP09 до уровня ТМ-В100 становится совсем непонятным, что думает бывший «Алкотел» делать дальше. Если цена сравняется, то политика Just 5 «сразу меняем, а не ремонтируем» будет явно в выигрыше.
2. Fly Ezzy
Среди любителей клонирования засветился и известный бренд – Fly сегодня представил модель Ezzy. От Just5 CP10 он отличается, но в лучшую или худшую сторону – сказать сложно.
Источник: Art&Smart Communications
Он легче, чем СР10 (70 грамм против 98) и чуть меньше в размерах (107x50x15 мм против 108х51x17 мм). Однако его нельзя назвать простой «звонилкой» - Ezzy начинили MP3-плеером, поддержкой microSD-карт и «двухсимочной» технологией. Цена на Ezzy тоже установлена в районе 2000 рублей – видимо, это число уже является своеобразным ценовым порогом для «бабушкофонов».
Источник: Art&Smart Communications
3. ONEXT Care-Phone 1
Этот телефон напоминает СР09 очень отдаленно, и поэтому нельзя назвать его 100% клоном. Однако зарядка от Nokia, почти идентичная система меню и круглая оранжевая кнопка SOS на задней панели выдают корни данного телефона с головой.
Источник: storr.ru
По идеологии Care-Phone 1 все же ближе к СР09, чем Ezzy – ONEXT не стала перегружать аппарат ненужными для пенсионеров «фишками» с полифоническими 64-голосными звонками, плеером и двумя SIM-картами. Однако дизайн у него все же больше тяготеет к традиционным аппаратам, и вряд ли этот телефон можно назвать таким же ярким и запоминающимся, как продукция Just5.
C другой стороны, отрицательных отзывов об этом телефоне нет, и его не гнушается продавать даже «Билайн».
4. Lanner L488 и L99
Этот абсолютно тайваньский во всех смыслах телефон является полным клоном СР09. Lanner - как раз тот камень преткновения, на который ссылаются в вышеупомянутой статье на 3DNews . Этот тот самый телефон, который попал в руки журналистов на презентации СР10.
Однако даже если допустить, что СР09 был скопирован с L488, то последующие модели Just5 являются все-таки авторскими разработками. Третий момент, который говорит не в пользу экземпляра от Lanner – факт заимствованного имени. Lanner – весьма крупная азиатская промышленная компания, а сайт производителя L499 найти так и не удалось.
Купить аппарат можно в одном из многочисленных китайских магазинов за $35, не считая доставки (обратите внимание, что на момент публикации репортажа по СР10 он стоил еще $20). Правда, делать это стоит, наверное, разве что из спортивного интереса – например, люди жалуются на поломки уже через две недели.
Перспективы
Сегмент дизайнерских «телефонов с большими кнопками» только зарождается, и если сейчас клонов лидера сегмента всего четыре, то дальше их количество будет расти как снежный ком. Если СР09 будет продаваться по цене в 2000 рублей, то конкуренты снизят цены еще больше (вполне возможно, что партии «ланнеров» начнут завозить в Россию в промышленных масштабах), и борьба за клиента станет еще острее. Появление Ezzy от Fly можно считать первым «звоночком» - в борьбу вступили бренды «второго эшелона». Неизвестно, дойдет ли дело до первых рядов, и вряд ли они будут заниматься таким откровенным копированием, дискредитируя свою марку.
Считать конкурентами присутствующие на рынке аппараты от Samsung или других мэйнстримовых брендов совершенно бессмысленно, так как из-за количества наворотов (и унылого дизайна) они совершенно не соответствуют идеологии «звонилок» и, видимо, сами Большие Бренды не рассматривают этот сегмент всерьез. Предсказать дальнейшее развитие ситуации мы не беремся – все будет зависеть от позиции Just5, моделей будущего и желания компании защищать то, что запатентовано.
Обновление от 26.07.2010
После публикации обзора «Руформатор» запросил комментарии по вопросам лицензирования у Just5 и Fly. Комментарий президента Just5 Михаила Николаева: «Ничего удивительного в такой «атаке клонов» на наш сегмент рынка я не вижу. Процесс вполне естественный и логичный.
Смотрите. Рынок «бабушкофонов» в России до прошлого года практически не существовал. То, что были определенные модели, спроектированные вроде как для пожилых, ситуацию не меняло - рынка не было. Именно наша компания, Just5, открыла этот рынок, нащупала то русло, в котором надо создавать подобные продукты, чтобы сегмент рос. И сегмент стал расти. Чем, естественно, привлек других игроков. Наша продуктовая стратегия, вектор развития - во-первых, это правильная простая функциональность телефона и эргономика, созданные в точном соответствии с реальными потребностями изначальной целевой группы - лиц преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.
Но настоящий успех нам принесло другое - мы показали рынку, что простой телефон, «бабушкофон» можно сделать клевым и стильным, что дешевый и простой - не значит унылый и серый. В результате мы значительно расширили рамки изначальной целевой аудитории: наши телефоны активно покупает молодежь, люди среднего возраста (в качестве второй простой «звонилки» или в качестве оригинального телефона в отпуск-поездку). Как показывают результаты продаж, часто люди покупают нашу продукцию в качестве оригинального, стильного, но при этом полезного и функционального подарка. Простой телефон стал не просто «звонилкой-смсилкой», он превратился в модный и стильный электронный аксессуар, который позволяет тому же молодому парню или девушке выделиться из толпы сверстников, многие из которых ходят с однообразными похожими друг на друга трубками. Ценность Just5 вовсе не в простом функционале, как себе думают производители наших «клонов», точнее - не только в нем, а в целостности продукта, в его общей стилистике.
Большинство из упомянутых клонов эту нашу концепцию не поняли. Они попытались сделать самое простое - скопировать функциональность и даже внешность самого телефона. Купите те же Texet или ONEXT, посмотрите на коробку, на инструкцию, включите аппарат, посмотрите на то КАК сделаны эти продукты. Вы поймете, что сладкий ценник на клоны ничего не меняет. Точнее, на самом деле ценник получается совсем не сладкий: эти продукты выглядят ровно на свою цену, за них элементарно жалко отдавать бОльшие деньги.
Поэтому не удивительно, что тот же Texet или ONEXT, которые стоят рядом с нашими устройствами на тех же полках в тех же магазинах, продаются в разы хуже - это данные статистики продаж розничных каналов, это факты. При том, что клоны стоят дешевле, продаются они хуже. Не хотят потребители так экономить. Потребитель стремится купить не просто дешевый «бабушкофон», но бабушкофон оригинальный, стильный. Наша стратегия борьбы за наши лидирующие позиции в этом сегменте довольно проста - мы играем на опережение. Пока «клоны» копировали первую модель CP09, мы уже представили вторую CP10. Причем, копируют, как правило, лишь одно цветовое решение - черное. А каждая модель у нас доступна в гамме цветов. Та же CP09 - серый, черный, оранжевый, красный и белый.
Сейчас Fly попробовал сделать нечто похожее на CP10, но через месяц у нас будет модель уже в новой, оригинальной стилистике - CP11. В запасе еще несколько новых продуктов. Таких же ярких, оригинальных и не похожих на то, что предлагают все другие производители «простотрубок-звонилок». Так что, я уверен в том, что нам удастся сохранить лидерство на этом весьма быстро растущем сегменте рынка».
Представители компании Fly от комментариев по существу отказались, сославшись на цену телефона и наличие двух SIM-карт.