На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Биткойны — «денежные суррогаты» или будущее онлайн-платежей?

Если вы совершаете сделки с биткойнами, вас могут обвинить в отмывании денег и финансировании терроризма, предупреждает Банк России. В письме, опубликованном на сайте Центробанка, криптовалюта приравнивается к «денежным суррогатам», выпуск которых на территории России запрещен по закону. 


Растущая популярность биткойнов заставила правительства обратить внимание на эту виртуальную валюту. Курс биткойна в конце ноября впервые перевалил за отметку в тысячу долларов. Все больше легальных компаний проявляет свою заинтересованность в криптовалюте, в том числе и в России. Так, в ноябре пользователь Instagram обнаружил рядом со зданием Московского физико-технического института Subway, в котором принимают биткойны, а в декабре 2013 года о готовности ввести оплату криптовалютой заявила сеть баров KillFish. После предупреждения Центробанка последняя отказалась от своей инициативы.


Пример Silk Road — крупнейшей интернет-площадки по продаже наркотиков, которую американским властям не так давно удалось закрыть — наглядно показал, что криптовалюта, операции с которой трудно отследить, может быть широко использована для отмывания денег и ведения нелегального бизнеса.


В сложившейся ситуации стало ясно, что биткойнам необходимо дать юридическое определение. Позиция России в этом вопросе близка позиции Таиланда, Южной Кореи и Китая. Таиланд запретил на своей территории любые операции с биткойнами как физическим, так и юридическим лицам,  Китай — только последним. По мнению китайских властей, биткойны не обладают правовыми атрибутами валюты. Южная Корея офциально ничего не запрещала, но ее финансовый регулятор заявил, что биткойны не имеют внутренней (фактической) стоимости. Российский Центробанк тоже формально не запрещал биткойны, однако данное им определение криптовалюты как «денежных суррогатов» фактически делает оборот биткойнов в России незаконным.  


В отличие от азиатских стран и России, Евросоюз и США стремятся вписать виртуальные валюты в действующее законодательство. В Германии биткойны получили определение «личные денежные средства». На них распространяется налог на прирост капитала и налог с продаж. По примеру Германии поступила и Норвегия, представив биткойны в качестве «актива» и обложив соответствующими налогами. Во Франции пошли еще дальше, выдав бирже биткойнов Bitcoin Central банковскую лицензию. Однако пионерами в области легитимации биткойнов являются США.


Американский минюст еще в середине ноября прошлого года назвал биткойны «законным средством обмена». Любопытно, что именно после этого заявления последовал взлет стоимости криптовалюты за тысячу долларов. Предыдущий пик тоже спровоцировали американские власти: тогда глава ФРС Бен Бернанке выразил уверенность в будущем виртуальных валют в целом.
 

По прогнозам  Банка Америки, биткойны в недалеком будущем могут стать основной валютой электронной торговли. О том, насколько серьезно в США воспринимают перспективы биткойнов, говорит желание четвертого по объемам активов банка  Wells Fargo запустить сервис по сделкам с криптовалютой. Для того, чтобы это стало возможно, банк в прошлом году начал переговоры с финансовыми властями, убеждая их в необходимости определить юридические рамки существования биткойнов.
 

Американцы были первыми в мире, кто стал действовать в этом направлении.  Еще в марте минфин опубликовал список компаний, связанных с криптовалютой, которые подпадают под закон, запрещающий осуществлять деятельность по переводу денег без лицензии. В сентябре регулятор отправил письма с предупреждением еще дюжине фирм, занимающихся сделками с биткойнами, угрожая санкциями при отсутствии регистрации и требуя подробного описания их бизнес-моделей.


Одной из компаний, получивших предупреждение, была Casascius LLC. Ее владелец Майк Колдуэлл отреагировал немедленно: он зарегистрировал свой бизнес и приостановил хозяйственную деятельность.  Как пояснил адвокат фирмы Брэд Якобсен, Колдуэлл намерен и дальше вести бизнес, связанный с биткойнами, но хочет, чтобы все было законно. «Правительство постоянно вносит изменения в законы и нормативные акты, связанные с виртуальными валютами. Мы пытаемся выработать  механизм, который отвечал бы законодательству», - говорит Якобсен.


Уже в новом году последовали санкции для тех, кто, в отличие от владельца Cassascius LLC, не желал работать по правилам. Арест Чарли Шрема (Charlie Shrem), вице-президента Bitcoin Foundation, торговой группы, занимающейся популяризацией криптовалюты Bitcoin, можно считать показательной акцией.

Следователи обвиняют Шрема в сговоре с жителем Флориды Робертом Файеллой (Robert Faiella), который управлял нелегальной биржей, с целью отмывания денег путем продажи биткойнов на $1 млн пользователям Silk Road, крупнейшей интернет-площадки по продаже наркотиков. По версии следствия, Файелла, действуя под ником BTCKing, продавал биткоины пользователям Silk Road и передавал заказы, сделанные на интернет-площадке, Шрему. Шрем заполнял заявки и перечислял денежные средства на счет Файеллы, открытый на нелегальной биткойн-бирже, основанной в Японии.       


«Когда биткойны, как и любая другая традиционная валюта, отмываются и используются для финансирования преступной деятельности,  правоохранительным органам ничего не остается, кроме как действовать, - заявил Прит Бхарара (Preet Bharara), прокурор Манхэттена. - Мы будем активно преследовать тех, кто использует новые формы валюты в незаконных целях». Тот же Бхарара ранее публично подчеркивал, что прокуратура ничего не имеет против биткойн как таковой, рассматривая ее наравне с другими валютами.     


 Буквально на следующий день после ареста Шрема штат Нью-Йорк предложил ввести специальную биткойн-лицензию (BitLicence) для фирм, использующих криптовалюту. Старший инспектор финансового сектора штата Бенджамин Ловски (Benjamin Lawsky) заявил, что хотя недавний арест вице-президента Bitcoin Foundation Чарли Шрема и подмочил репутацию криптовалюты, она все же способна оказать позитивное влияние на рынок традиционных платежей, заставив банки совершенствовать свои системы и сделать операции с валютами проще, быстрее и надежнее. Он отметил, что многие потребители, включая и его самого, недоумевают, почему простой перевод денег на счет друга должен занимать несколько дней.

Ловски заявил, что ему хотелось бы установить в отношении виртуальных валют четкие и одновременно гибкие правила игры, которые учитывали бы быстро развивающиеся технологии.


Позиция американцев кажется более продуманной, чем позиция российского ЦБ, ведь если за виртуальными валютами будущее, то лучше начать готовить законодательные рамки для них уже сегодня. Необязательно балом будет править биткойн: сейчас появилось множество альтернатив этой криптовалюте – лайткоины, пиркоины, неймкоины, догкоины...Не исключает возможности создания собственной виртуальной валюты и Сбербанк. Его глава Герман Греф заявил,что верит в будущее  виртуальных валют, и отметил, что российскому регулятору нужно «смотреть в их сторону». Вряд ли Греф имел в виду то, как это сделал ЦБ. Все же дальновиднее научиться извлекать пользу из нового, чем просто запрещать его. 

 

Автор: Ксения Швецова

Картина дня

наверх