На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Музыка перестала продаваться

Фото: Flickr.com/Wollbinho

За предыдущие три года онлайн-продажи музыки упали втрое, сообщают «Ведомости». По данным iKS-Consulting, приводимым «Ведомостями», в 2006 году рунетовские магазины продали музыки на $9 млн, в 2008 - на $3 млн.

Одна из основных причин такого падения - изменение правил игры на рынке.

С января прошлого года в силу вступили поправки в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Благодаря ним, чтобы продавать музыку в Cети, нужно иметь договор непосредственно с лейблами-правообладателями. Раньше оплаты лицензионных отчислений велись через организации, занимающиеся коллективным управлением правами. Прежде всего к этим организациям относятся Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР). После вступления закона в силу деятельность этих организаций в области лицензирования оказалась в значительной мере бесполезной. Частично бесполезной она была и до того: с продавцов эти организации деньги собирали, но до авторов они доходили не всегда.

Один из главных камней преткновения, повышающий барьер входа на рынок - гарантированные платежи, т.е. деньги, получаемые лейблом вне зависимости от реального уровня продаж, за сам факт предоставления каталога. Наличие этой обузы сильно утяжеляет участь игроков рынка. Впрочем, не все они недовольны существованием этих платежей. «Вселенского зла в минимальных платежах ведущим лейблам, которые поставляют каталоги в сотни тысяч треков, нет. Это всего лишь сумма, которую нужно отбить за счет продаж. Если бороться с ворами, с которыми, необходимо признать, никто не борется совершенно, и сократить уровень пиратства хотя бы процентов на десять - двадцать, то минимальные платежи будут отбиваться. А если сократить пиратство хотя бы до европейских уровней, то это будет вполне себе прибыльный бизнес», - уверен член правления ИФД «КапиталЪ», директор по IT-развитию группы, генеральный директор ЗАО «МУЗ.РУ» Сергей Сичкар.

Несмотря на все трудности, на рынке появляются новые игроки. Это и МТС со своим «Омлетом», и «Мегафон» с «Травой». «Яндекс» же, например, дает своим пользователям слушать музыку бесплатно. «С точки зрения логики бизнес-модели продажи и вещания музыки в Сети по трекам, альбомам, по подписке и условно-бесплатно за рекламу работают. Просто эта логика пока, к сожалению, включает один нелогичный элемент: легальные предприятия не должны быть с точки зрения государства и общества равноценны преступным предприятиям», - утверждает г-н Сичкар.

Конечно, можно во всем обвинять пиратство. Однако есть как минимум одна причина, по которым сетевым продажам музыки нельзя пророчить быстрого светлого будущего. Недоразвитость сетевых платежей - серьезное препятствие на пути у продавцов. Кроме того, мировой опыт показывает постепенную миграцию в пользу рекламной модели и падение продаж альбомов. Возможно, к тому моменту, как российский рынок вырастет, мир цифрового контента станет уже совсем другим.

Картина дня

наверх