На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Musopen.com: классическая музыка без проблем с законом

Фото: flickr.com/iaintait

Когда-то Radiohead записала альбом, выложила его в свободный доступ и предложила скачать всем желающим, заплатив ровно столько, сколько они считают нужным. В итоге доходы группы с этого альбома превысили доходы от электронных продаж всех предыдущих альбомов группы вместе взятых.

В июне этого года в Москве прошел бизнес-форум, где на конференции, посвященной защите авторских прав, правообладатели придумывали самые невероятные и несуразные схемы, старательно обходя ту, которая позволила Radiohead собрать весьма приличную сумму — пожертвования. Президент RIAA в недавнем интервью подробно рассказал о том, как планирует прищучить провайдеров, менеджер U2 грезит о будущем лицензионном мире, где музыка распространяется по подписке — и тоже обходит модель donations стороной.

И пока правообладатели и защитники их финансовой свободы мечтают, угрожают, придумывают и совещаются, другие люди начали действовать. Например, создатели Musopen объявили свою миссию: нанимать для исполнения классических произведений, на которые нет авторских прав и которые эксплуатируют все кому не лень, профессиональные оркестры, которые будут записывать эту музыку, а затем выкладывать ее в свободный доступ.

Деньги, которые будут выплачиваться оркестру, приходят с пожертвований всех желающих. Причем особо активным меценатам предлагаются и всяческие бонусы: за сумму от 10 до 24 долларов — приоритетное право на прослушивание треков до их появления онлайн, за сумму от 25 до 49 долларов — копии мастер-дисков, от 50 до 74 — вся библиотека в формате lossless на DVD и подписка на 1 год, дающая право на приоритетное прослушивание и т.д.

И что удивительно, «эффект Radiohead» сработал, и даже более чем. Первоначально создатели сервиса объявили, что им надо $11 тыс. для найма оркестра, чтобы выложить первые записи. Собранная в итоге сумма чуть-чуть не дотянула до $70 тыс. Правообладателям стоит, еще как стоит задуматься над тем, а верной ли дорогой они идут в своих бесконечных запретах, штрафах и других санкциях? «Руформатор» рассказывал ранее об архиве классической музыки Classic-online.ru, но его существенное отличие от Musopen как минимум в том, что контент там нелицензионный. Особенно ярко это видно по тому, что Classic-online открыто распространяет взломанное ПО, а из контактов создателей на сайте присутствует только ящик электронной почты на бесплатном сервере.

Но вернемся к Musopen. Нельзя сказать, чтобы навигация и дизайн сайта ошеломляли. Скриншот, который вы видите выше, в принципе идентичен каждой пьесе. На подобной странице вы можете скачать файл, прослушать онлайн или выложить его у себя в блоге. Кроме того, на сайте в формате PDF представлены и ноты, которые, конечно, можно скачать.

Все это омрачает тот факт, что композиции весьма невысокого качества — битрейт MP3-файлов составляет лишь 128 кбит/с. Lossless и просто более качественные MP3 доступны только самым щедрым посетителям. Если не хотите платить деньги, можете стать волонтером и помогать в сортировке и выкладке материалов. Правда, компенсация за это не оговорена. Видимо, ее просто нет.

В итоге впечатление от Musopen осталось довольно странное. С одной стороны, идея прекрасная, «эффект Radiohead» работает на полную мощность, но расстраивает факт, что «всеобщая доступность» ограничивается только 128 кбит/с, а лучшее качество получают только те, кто внес не менее $50 в качестве пожертвований. Может быть, в будущем все изменится, и появятся аналогичные сайты с не только классической, но и современной музыкой, которые не будут ограничивать посетителей в качестве предоставляемого контента. Но сейчас политика Musopen больше похожа на изящно замаскированные поборы, чем на действительную реализацию концепции свободного распространения музыки.

Автор: Артур Лоянич, обозреватель «Руформатора»

Картина дня

наверх