Социальная сеть «В Контакте» стала яблоком раздора, приведшим к тому, что крупнейшие провайдеры разорвали или вот-вот разорвут соглашения об обмене трафиком с «РТКоммом», дочерней компанией «Ростелекома». «Транстелеком» (ТТК), «Вымпелком», «Комстар-ОТС» и «Акадо телеком» не будут бесплатно и напрямую обмениваться трафиком с «РТКоммом», сообщают «Ведомости».
В 2002 году «РТКомм» начал продавать российским провайдерам свой трафик, которым до того с ними обменивался на точке MSK-IX (М9). Чуть позже, в конце 2002 года, «РТКомм», «Голден Телеком» и «МТУ-Интел» заключили друг с другом договоренности о бесплатном обмене трафиком, а всем остальным провайдерам предлагали его покупать.
Так образовалась ОПГ - «отдельная пиринговая группа». Высокие цены продажи привели к тому, что провайдеры стали покупать трафик не в Москве, а у зарубежных партнеров, таких как Cable & Wireless. Постепенно проблемы решались, в ОПГ принимались другие провайдеры, заключались какие-то парные договоренности, и ситуация со связностью Рунета выправлялась. Бывали отдельные всплески конфликтов: например, в 2004 году «РТКомм» уменьшал скорость получения трафика абонентами ТТК.Прошедшим летом социальная сеть «В Контакте», крупнейший в России генератор трафика, из дата-центров «Вымпелкома» переехала в «РТКомм». В то время как «Вымпелком» повышал цены и ухудшал условия, «РТКомм» предложил цены ниже - настолько, что его конкуренты оказались недовольными, обвинив компанию в демпинге. В результате, провайдер, фактически ставший инициатором создания ОПГ, оказался из нее исключен.
Теоретически произошедшее может привести к снижению скорости и качества связи пользователей «РТКомма» (а «Ростелеком» - один из двух, вместе с ТТК, крупнейших магистральных операторов) с серверами, обслуживаемыми другими провайдерами и наоборот. Однако влияние произошедшего на рынок может оказаться даже оздоравливающим. Долгое время существование ОПГ сдерживало контент-провайдеров, вынужденных подписывать эксклюзивные соглашения с операторами связи. При более конкурентной ситуации в области обмена трафиком, возможно, поставщики контента смогут выбирать партнеров по более гибким схемам - а значит, конечные пользователи имеют шансы выиграть.