Эпизод с Torrents.ru показал: власти взялись за борьбу с пиратством. Тем важнее для пользователей найти способ получать контент легально. Новый сайт Ivi.ru позволяет смотреть телепередачи и фильмы бесплатно и в высоком качестве. Анна Знаменская, генеральный директор компании Digital Access, создавшей этот интересный и полезный сервис, рассказала «Руформатору» про планы Ivi и про то, как он собирается зарабатывать, сохраняя бесплатность для пользователей.
- Во-первых, разрешите поздравить с удачным стартом. На Ivi.ru уже очень много интересного видео, но понятно, что это только начало и останавливаться рано. Есть ли у вас какой-то план по привлечению правообладателей?
- Тот контент, который сейчас виден на сайте - это далеко не все видео, на которое у нас подписаны контракты. Мы выкладываем его частями: требуется время на техническую подготовку и обработку. Сейчас за неделю мы выкладываем несколько сотен единиц контента. Кроме того, с некоторыми правообладателями у нас есть договоренности на трансляцию передач, которые в данный момент только снимаются - естественно, мы будем выкладывать их по мере выхода в эфир. Также мы планируем продолжать заключать контракты: надеемся за ближайшие 2-3 месяца получить еще 30% к тем 9 тыс. часов, которые мы имеем для Ivi на данный момент времени.
- Насколько я понимаю, вы планируете получать деньги с рекламы. А какие-нибудь платные сервисы вообще вы рассматриваете?
- Нет, пока мы не рассматриваем никакие платные сервисы.
- То есть имеется в виду чисто рекламная монетизация. Тогда есть еще один вопрос. Если, например, посмотреть на западные аудиосервисы - а там есть масса ресурсов, предлагающих слушать музыку за рекламу - то ситуация выглядит совсем не обнадеживающей. Как показал последний отчет NPD Group, в основном такие сервисы убыточны. Пожалуй, прибыльной оказывается только Pandora, и то, только потому, что она не дает пользователю выбирать, а заставляет слушать навязанный плейлист. А откуда у вас уверенность в том, что у видеосервисов все получится? Чем ваш контент лучше?
- Это совсем разные вещи. Если говорить о западных видеосервисах, то есть, например, американский Hulu.com, который в прошлом году собрал более $100 млн выручки. В этом году они будут занимать более 20% рынка. Сравнение же с аудиосервисами и их моделью монетизации не совсем корректно, скорее, нужно сравнивать рекламу на радио и аудиорекламу в Интернете. В вашем примере люди музыку слушают, а не смотрят. У них нет визуального контакта с контентом и рекламой, они не сидят перед монитором. Аудиореклама в Интернете - это совершенно другой формат, и поскольку нет работающей модели в России, говорить о его эффективности очень сложно. В видеорекламе мы уверены.
Монетизация видео в Рунете уже происходит: наша компания Digital Access уже около года продает видеорекламу в профессиональном контенте, мы работаем с Mail.ru, Rambler, RuTube, Championat.ru и другими сайтами. Рынок видеорекламы пока не очень большой, но мы видим феноменальную динамику. Если весной 2009 года размещений было очень мало, то уже в четвертом квартале того же года нам, например, не хватало трафика, чтобы открутить все заказы. У видеорекламы высокий CTR, клиенты ей довольны. Помимо нашего российского опыта, мы видим, что происходит в мире. В Америке, в этом году, например, рынок видеорекламы будет $1 млрд. Google усиленно занимается монетизацией YouTube, в этом году в России будут введены новые рекламные форматы. И это только начало.
- Понятно. Но в то же время на Западе есть как успешный проект Hulu, так, например, есть и Joost, который, в общем, деньги потерял.
- Joost работал по другой технологии, это был не стриминг, на компьютер нужно было скачивать и устанавливать некое программное обеспечение. С этим же была связана проблема «Rambler-Кинозала» как проекта, которым я в том числе занималась в Rambler. В основе «Кинозала» была технология израильской компании, которая предлагала пользователям скачивать кодек на компьютер, а дальше, собственно, с помощью кодека люди уже закачивали фильмы и смотрели их. Это занимало очень много времени: фильм закачивался примерно так же, как с торрентов. Ведь основное неудобство торрентов - то, что нужно долго ждать, караулить раздачи, скачивать файлы. А наш пользователь нашел фильм на Ivi, нажал кнопку «play», и он его уже смотрит. Помимо технологии, ключевым фактором успешности проекта является контент. Все зависит от того, какое видео сможет собрать площадка. Мы это прекрасно понимаем и над этим работаем очень серьезно, потому что будет контент - будет расти аудитория.
- А если говорить о рекламе, насколько я понимаю, Digital Access до запуска Ivi уже продавал рекламу, но продавал в основном на любительских видеохостингах.
- Да, мы продолжаем продавать рекламу на крупных российских видеохостингах, но только в профессиональном контенте, который сами же и поставляем площадкам. Либо мы продаем рекламу на ресурсах, где мы работаем как селлеры, когда используется контент площадки, но он должен быть абсолютно легален. Мы никогда не продавали рекламу на нелегальном или пользовательском контенте.
- И кого вы видите главными рекламодателями? Каких вы видите рекламодателей? Какие компании сейчас пойдут рекламироваться в профессиональное, длинное, тяжелое видео в Интернете?
- Какая разница, тяжелое оно или не тяжелое, если канал нормальный и у пользователя нет проблем с просмотром? Тем более, что это качественный интересный контент. Сейчас с нами работают Nokia, «Билайн», «Мегафон», Samsung, Panasonic, «ЮниКредит Банк» и множество других компаний, которые уже размещают через компанию Digital Access видеорекламу. Рекламодателю важно, чтобы контент был легальный и качественный, и там была хорошая аудитория. А будет ли это новый клип Димы Билана или часовой фильм про Диму Билана на «Евровидении», для рекламодателя не очень важно. Для него главное – чтобы аудитория посмотрела, чтобы были показы рекламы и переходы на сайт.
- Российским рекламодателям нужно, чтобы контент был легальным? У полупокойного ныне Torrents.ru охват прекрасный и аудитория не такая уж плохая.
- К сожалению, пока еще не все рекламодатели в России понимают риски размещения рекламы в нелегальном контенте, но это до первого прецедента. Например, западным компаниям очень важно, чтобы их бренды стояли именно в легальном контенте. Один крупный западный банк даже попросил у нас перевод контракта, чтобы удостовериться, что контент, куда мы разместим его рекламу, получен через лицензию. Когда я работала в Rambler, у нас был суд с «Первым музыкальным издательством» по поводу размещенной рекламы клиента в нелегальном контенте, закаченном пользователем (это был клип «Ляписа Трубецкого»). Был суд, были публикации в СМИ - никакому бренду такой пиар не нужен. Клиенту не нужны ни юридические, ни репутационные риски. Кроме того, мы много раз видели рекламу крупных брендов в роликах, где в названии употребляется мат. Уверена, рекламодатель даже не в курсе, что его реклама стоит там.
Видеохостинги на сегодняшний момент не имеют возможности премодерировать весь контент. Есть какая-то частичная модерация контента, есть модерация контента по тегам, как, например, по словам «секс», «порно». Но объем контента, который закачивается ежедневно на видеохостинги, - это десятки, иногда сотни тысяч видеороликов. Если даже посадить в Твери сто человек, что абсолютно нерентабельно, все равно премодерация не будет работать на 100%. Поэтому когда говорят «у нас есть премодерация всего контента» - это неправда, премодерации всего контента нет, есть частичная постмодерация.
Безусловно, есть рекламодатели, которым нужны дешевые переходы и неважно, откуда они, но есть масса рекламодателей, которым важнее бренд. И мне кажется, это понимание с каждым годом растет все сильнее. Достаточно посмотреть на западный рынок. YouTube занимает там 39% рынка по просмотрам, а Hulu - всего 3%. Зато по объемам рекламы они занимают 20%. Очевидно, что не весь контент на видеохостингах можно монетизировать, а на таких сайтах, как Ivi, можно монетизировать 100% контента.
- Кстати, о YouTube. Они недавно разместили у себя пять фильмов с фестиваля в Сандэнсе и начали предлагать за деньги их смотреть напрокат.
- Да, мы знаем про этот эксперимент. Денег-то там было очень мало.
- Собрали на пяти фильмах за 9 дней $10 тыс.
- Во-первых, на пяти фильмах, во-вторых, за деньги. Но зачем смотреть что-то за деньги, если все уже есть бесплатно? Работают ли в России платные модели? Да, безусловно, есть сайты, которые пытаются продавать контент за деньги, и наверняка есть люди, которые готовы за это платить. Чтобы это работало, контент должен быть очень интересным, свежим, премиумным. Есть люди, которые считают, что платные модели уже работают. Мы считаем, что на сегодняшний момент на рынке будет лучше работать рекламная модель, потому что уровень пиратства в России очень высок.
Не надо сравнивать наш уровень пиратства и американский, например, да, там платная модель сосуществует с рекламной, т.к. там правообладатели строго контролируют свой контент. В компании Paramount, например, есть отдел, в котором работают десятки людей, которые каждый день выставляют претензии за нарушение прав. Они даже не присылают уже как у нас уведомление типа «дорогие друзья, снимите, пожалуйста, наш контент», - они просто сразу посылают письмо о том, что нашли свой контент, сумма претензий такая-то, при неоплате - сразу в суд. У нас нет еще такого уровня антипиратской деятельности, поэтому пользователи могут очень многое найти бесплатно в Интернете. Именно поэтому заставлять их платить за тот контент, который лежит бесплатно – бесполезно.
- В опыте YouTube интересно еще вот что. Они взяли не блокбастеры, они взяли практически никому не нужный артхаус. Начали его продавать, оказались эксклюзивным дистрибьютором. Они получают за счет этого большую долю от прибыли, большую, чем бы они получали, продавая любой голливудский контент. Нет ли у вас планов показывать не только стопроцентные хиты, но и какое-то фестивальное кино, что-нибудь, чего просто на полке в видеомагазине не стоит?
- Безусловно, у нас есть планы и по артхаусному кино, и по редким фильмам, и по старым фильмам. Например, многие люди любят советское кино: «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Электроника». Прекрасные фильмы, и они у нас, безусловно, будут. У нас есть планы и на фестивальную продукцию, сейчас, например, у нас очень большой каталог японского аниме: очень много молодежи запоем смотрит этот контент.
- Насколько я понимаю, ваш плеер можно встраивать в другие сайты.
- Его могут использовать частные лица для демонстрации видео в своих личных блогах, дневниках.
- Не планируете ли вы в связи с тем, что все равно есть, так или иначе, техническая возможность встраивать контент, делать какие-то партнерские проекты?
- У самой компании Digital Access уже есть проект, который является фактически партнерской программой, мы ставим свой плеер на другие ресурсы. Например, наш плеер стоит на Woman Journal – и там транслируется наш контент. Но это не контент с Ivi, это отдельная партнерская программа. На часть контента у нас есть права показа только на Ivi, так как не на все площадки подходит полнометражный контент. Понимаете, если мы поставим длинное видео на какой-нибудь видеохостинг, я не уверена, что его будут смотреть. Поведение потребителя принципиально разное. Люди приходят на видеохостинг для того, чтобы посмотреть короткий контент, закачать ролик, послать ссылку другу. На сайт Ivi люди приходят для того, чтобы посмотреть сериал или фильм: они открывают видео на полный экран, берут чашку чая и смотрят. Именно поэтому наш трафик резко растет вечером и в выходные, люди смотрят долго и обстоятельно, когда у них есть свободное время.
- То есть вы считаете, что у видеохостингов с их большой аудиторией не получится показывать длинные фильмы?
- Я плохо себе представляю, чтобы YouTube прямо сейчас начал демонстрировать большое кино. Вопрос в том, как это воспримет аудитория, во-первых, и, во-вторых, каким будет, каталог контента. По крайней мере на Западе мы не видим таких ярких примеров. На том же Yahoo стоит плеер Hulu, т.е. Yahoo самостоятельно не развивает профессиональное видео, а делает партнерку, что разумнее.
В том, что касается восприятия аудитории, у меня есть некоторые наблюдения на этот счет. Rambler – который начинался как каталог сайтов Топ-100 и поисковик, потом превратился в сайт про все. Там был поиск, почта, гороскопы, статьи, новости, спорт – все что угодно. Yahoo тоже стал порталом – какое-то время была модной тема порталов, чтобы все было в одном месте. Потом мы стали замечать, что люди стали чаще пользоваться сайтами одного сервиса. Вы ищете на «Яндексе», почта у вас на Mail.ru, друзья у вас «В Контакте», погоду вы смотрите на Gismeteo. По крайней мере в большинстве случаев бывает так. Мне кажется, что тенденция такова: люди выбирают для каждой своей потребности наиболее удобный, наиболее комфортный сайт и им пользуются. YouTube и наш сайт, Ivi.ru, – это разные сервисы, они удовлетворяют разные потребности. Там – ролик телефоном снял, закачал, послал ссылку другу, а у нас это потребность посмотреть какое-то большой сериал или кино.
- Есть один популярный сайт, который чем дальше, тем больше становится «про все». Самый большой пиратский ресурс, наверное, во всем Интернете – «В Контакте». Там есть все, любое кино, какое только можно захотеть. Кнопку нажал - играет! Меня как пользователя не заботит, у кого где какая лицензия, я уверен: меня за то, что я посмотрел кино «В Контакте», не посадят. Зачем мне идти куда-то, на Ivi.ru, искать там что-то, сложно это.
- Во-первых, во многих случаях там плохое качество показа. Качество пиксельное, они же получают контент не с бетакамов, не у правообладателя. Этот контент десять раз переписанный, экранка, где ходят люди по залу, или с DVD, то есть качество картинки в основном плохое. Мы собираемся получать контент с наилучшим качеством, которое только доступно. А вообще, тема пиратства и сайта «В Контакте» - это не наш вопрос, это, скорее, вопрос правообладателей. Они понимают, что их контент где-то лежит, он где-то работает, он кому-то зарабатывает деньги, а они с этого ничего не получают. Мы не собираемся ни у кого ничего отвоевывать, просто мы выступаем неким удобным сервисом для пользователей и новой возможностью для правообладателя еще раз монетизировать свой продукт, получить дополнительную выручку. Мы - площадка между аудиторией и правообладателем.
- Понятно. Вот еще один вопрос, который касается удобства. Сейчас достаточно много начало появляться разных аппаратных и программных медиаплееров – например, тот же Boxee. У вас есть планы попасть на Boxee или в какие-нибудь другие плееры?
- У нас есть определенные планы, мы работаем в этом направлении.
- А вы видите в этом какую-нибудь перспективу на российском рынке – на ближайший год, или это дело не ближайшего года?
- Я знаю, что есть попытки российских компаний делать собственные мультимедиа-плееры, потому что те медиаплееры, которые приходят, не совсем удовлетворяют потребностям нашего пользователя. Российские компании пытаются делать свою продукцию. Собственно, почему бы нет? Посмотрим, как будет развиваться рынок.
- А социальную функциональность какую-нибудь добавить к Ivi не хотите? Хоть минимальную. Пообщаться с единомышленниками, обсудить последнюю серию любимого сериала.
- Мы хотим, чтобы наш сервис был удобным и интересным для пользователей. Если для этого нужно будет сделать возможность общаться, мы это сделаем.