В то же время группа европейских ученых выяснила, что шутеры развивают интеллект.
Агрессивное поведение геймеров связано вовсе не с жестокостью компьютерных игр, а со страхом людей перед поражением. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные в Journal of Personality and Social Psychology.
По мнению одного из авторов работы, ученого Эндрю Пшибыльского, любая игра, требующая от игрока каких-либо усилий, даже немного усложненный вариант тетриса, провоцирует напряжение, следствием которого и становится агрессия.
А психолог Ричард Райан из Рочестерского университета считает, что геймеры злятся, когда понимают, что не способны контролировать исход игры. Он отметил, что это уже было подтверждено в ходе научных экспериментов.
В то же время группа европейских ученых выяснила, что компьютерные игры приносят людям пользу. Их исследование опубликовано на портале Plosone.org.
Детальные обследования полутора сотен подростков выявили прямую зависимость развития головного мозга от пристрастия к играм. Оказалось, что у геймеров более развиты участки мозга, ответственные за скорость обработки информации и принятие решений. Также ценители игр проявили способность быстро переключать свое внимание.
Пока зарубежные ученые проводят исследования на тему «стрелялок», российские депутаты разрабатывают законопроекты, запрещающие такие игры. К примеру, депутат Олег Михеев решил запретить продажу шутеров.
В своем законопроекте он предлагает строго ограничить места продажи «баз данных и программ для ЭВМ», разделив их на пригодные и непригодные для детей. Доступ несовершеннолетних в места, где продаются потенциально вредные для них программы, по мнению депутата, должен быть категорически запрещен. Непригодными для детей он называет игры, «содержащие сцены насилия и жестокости».
В качестве негативных примеров влияния компьютерных игр на людей Михеев приводит пример Александра Копцева. Депутат утверждает, что Копцев напал на прихожан столичной синагоги под влиянием игры Postal 2.
Основным же поводом для внесения документа в Госдуму, по словам Михеева, стал инцидент в столичной школе номер 263, где ученик десятого класса застрелил учителя географии и прибывшего на место полицейского. При этом следствием пока не подтверждено, что подросток решил пойти на преступление, находясь под впечатлением от какой-либо компьютерной игры.
Еще раньше, в 2010 году, представители российских властей потребовали запрета на распространение очередной серии шутера Call Of Duty — Modern Warfare 2, которая включала в себя миссию в выдуманном московском аэропорту. По сюжету игрок был агентом под прикрытием и не мог мешать террористам, но имел возможность стрелять по гражданскому населению.
В итоге продажи игры в России были ограничены. Modern Warfare 2 в версии для персональных компьютеров поступила в продажу в цензурированной версии — сцена в аэропорту в игре отсутствовала. Версия для консолей появилась на российском рынке только благодаря «серому» импорту из азиатских стран и Великобритании.
В других странах тоже принимают меры против распространения агрессивных компьютерных игр. Так, в 2013 году сенатор Джей Рокфеллер потребовал в срочном порядке изучить вопрос влияния таких игр на детскую психику. Предложенный сенатором законопроект обяжет Национальную академию науки выяснить, могут ли агрессивные игры вызывать у людей вспышки насилия в реальной жизни. Свой документ Рокфеллер разработал после стрельбы в школе Sandy Hook в Ньютауне, где 20-летний Адам Ланза убил 20 детей шести-семи лет, а также шестерых взрослых.