На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Гуманитарный и коммерческий Интернет: как разделить сиамских близнецов

Концепция закона об Интернете, подготовленного директором Международного исследовательского института Астамуром Тедеевым, в качестве своего фундамента содержит разделение Интернета на две сферы. Первая, условно названная «гуманитарной», заключает в себе функционирование интернет-СМИ, обмен письмами и деятельность некоммерческих проектов.

Вторая - «коммерческая» - должна охватывать проекты, связанные с извлечением прибыли - электронные платежные системы и интернет-магазины. Особо оговаривается, что получение рекламных доходов не должно быть признаком отнесения к коммерческой сфере.

Концепция на первый взгляд выглядит убедительно - те, кто не берут с пользователей денег, будут жить, как раньше, те, кто вступает с гражданами в экономические отношения, должны будут проходить контроль и публиковать на сайте название своего юридического лица, ИНН и иную информацию. Однако попытка практического осмысления такого подхода рождает множество вопросов.

Аккуратно провести границу между гуманитарной и коммерческой сферой едва ли возможно. «К какой категории, скажем, отнести сайт государственной библиотеки, если она финансируется исключительно из госбюджета, большинство ее услуг бесплатны и очевидно «гуманитарны», но оказываются и платные услуги, а библиотека при этом выступает партнером по организации конференции, участие в которой платное?», - задается вопросом руководитель информационно-аналитической службы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Альтовский. По мнению эксперта ЮНЕСКО, даже офлайновые попытки разбиения сущностей по бинарному критерию часто оказываются затрудненными – например, деление СМИ и литературы на эротические (которые могут продаваться только в определенных местах) и остальные, на образовательные (к которым применяются налоговые льготы) и остальные.

В сети же ситуации, когда один и тот же сайт является проводником и тех, и других услуг, являются не исключением, но правилом. Сайт любого научного журнала - «гуманитарный», однако требует заплатить весьма ощутимые деньги за доступ к статьям. В «Одноклассниках» люди общаются бесплатно, но если хотят пользоваться режимом «невидимости» или дополнительными смайликами, должны заплатить. В «В Контакте» желающему купить домен третьего уровня надо расстаться с $1000. Даже такие невинные сервисы, как электронная почта (опять-таки по определению «гуманитарные») могут таить в себе элемент «коммерции» - GMail бесплатен, но при желании увеличить дисковую квоту, отводимую под хранение почты, необходимо заплатить.

Таким образом, у «гуманитарных» сайтов есть все основания опасаться быть причисленными к «коммерческим» со всеми вытекающими для них малоприятными последствиями. Истинно же коммерческие сайты положения концепции скорее устраивают. «У российских покупателей есть масса причин не доверять интернет-магазинам. Поле электронной коммерции кажется привлекательным как аферистам и мошенникам, так и предпринимателям, которые опрометчиво считают, что бизнес в виртуальном пространстве построить гораздо проще, чем в «реале». Поэтому понятно, что зачастую компании не рассчитывают свои силы и качество их работы оказывается не на высоте: покупатели либо не получают заказанный товар, либо получают не то, что нужно и не могут добиться возврата своих денег», - рассказал о положении дел генеральный директор интернет-супермаркета ПО Softkey Феликс Мучник. По мнению г-на Мучника, государственное регулирование могло бы поспособствовать очистке Рунета от таких сомнительного рода заведений - но одних только регулирующих государственных мер недостаточно: как правительству, так и игрокам этой отрасли важно также вкладываться в развитие интернет-инфраструктуры и заниматься повышением грамотности населения.

Картина дня

наверх