Firefox принадлежит уже 25% рынка (по данным Net Applications), и это заставляет нас переосмыслить все то, чего мы ожидаем от него. «Руформатор» представляет перевод статьи портала PC Pro, в которой анализируется факт зависимости Mozilla от Google и то, как, возможно, все будет развиваться дальше.
Несмотря на то, что в Mozilla все еще задувают свечи на праздничном торте, им стоит начать думать о конкурентах, поскольку именно успех Firefox вынудил соперников поднимать ставки в этой игре. За последние два года мы видели, что творят Microsoft, Apple и Opera, соперничая друг с другом.
«Они были вынуждены улучшить свои браузеры, и у них есть на это средства. А у Mozilla нет, - вздохнул Роб Эндерли (Rob Enderle), ведущий аналитик компании Enderle Group. - Это была игра в волейбол с двумя командами – когда Mozilla была только против Microsoft, и все были на стороне первых. А сейчас есть реальные альтернативы, и игра стала более жесткой». И не в последнюю очередь благодаря Google, которая с выпуском Chrome стала одновременно и спонсором, и конкурентом Mozilla.
Google - это домашняя страница по умолчанию при первом запуске Firefox, и поисковый движок по умолчанию, который запускается, когда новые пользователи набирают что-либо в этой «прикольной панели». Сделка с Google, которая будет действовать до 2011 года, обошлась в $66 млн в 2007 году и составляла 88% дохода фонда Mozilla в прошлом году (актуальный баланс уже опубликован). Но Google для Mozilla сейчас не только партнер, но и конкурент. Разумно ли с точки зрения Mozilla так зависеть от поискового гиганта?
«Я не вижу никаких причин, по которым в Google не хотели бы продолжить подобные отношения с Mozilla после 2011 года, – прокомментировал эту ситуацию Майк Шэвер (Mike Shaver), вице-президент отдела разработок Mozilla. - Я не вижу никаких признаков того, что доля Firefox снизится; мы все еще продолжаем быстро расти и занимать все более значимую часть рынка».
«У нас есть и другие партнерские отношения: с eBay, Amazon, Yahoo, Canonical, они приносят нам сегодня некий доход, но, конечно, не такой, как в случае с Google. Мы всегда так распределяли наши финансы, чтобы обеспечивать себе устойчивую позицию на долгий срок; так что мы продолжим наше влияние на развитие Интернета, как минимум в течение ближайшего времени», - добавил он.
Но, как подчеркнул Шэвер, эти суммы приносят прибыль до сих пор потому, что Firefox занимает свою долю на рынке, и если Google заключит сделку с брендами-производителями ПК с условием установить Chrome браузером по умолчанию, это, возможно, загонит Firefox в угол.
Политические игры
Однако эксперты полагают, что разумная политика предотвратит возможный разрыв партнерских отношений Google с Firefox. «Я думаю, что Mozilla значительно пострадала бы, если бы Google расторг соглашение, но это и для Google было бы крайне невыгодно, - сказал профессор Сандип Кришнамурти (Sandeep Krishnamurthy), директор по развитию бизнес-программ Университета Вашингтона, который расписал по нотам будущее Mozilla. - Это было бы расценено миром, как если бы большая и злобная корпорация раздавила каблуком маленькую, некоммерческую и безобидную фирму. Нет, то, что действительно нужно Google – положительный имидж «белых и пушистых», этакой приятной и дружелюбной компании».
По Кришнамурти, реальная опасность для Mozilla исходит из сектора смартфонов, которые становятся все более и более популярным способом доступа в Сеть. Apple, Google и Microsoft – все они создают операционные системы для смартфонов со своими собственными браузерами по умолчанию и сервисами «облачных вычислений». Мобильный браузер от Mozilla, Fennec, не был запланирован к выпуску до 2010 года и даже сейчас он должен предложить миру нечто сногсшибательное, чтобы заставить людей перейти на него с того самого браузера по умолчанию (если им это позволят, конечно, - например, онлайн-магазин приложений для iPhone блокирует сторонние браузеры).
Шэвер до сих пор уверен в том, что Mozilla выиграет этот бой. «Мы видим нашу миссию уже шире, чем просто создание одного браузера, - сказал он. - Работа людей в Интернете концентрируется уже далеко не только вокруг технологий и функций браузеров, и вы можете видеть, что проекты нашей лаборатории (наподобие Weave) показывают, как мы обращаем внимание и на другое ПО – как для настольных ПК, так и для мобильных устройств».
И все равно, даже несмотря на все эти проблемы, с которыми Mozilla столкнется лицом к лицу в ближайшие пять лет, ситуация сейчас куда сложнее, чем в 2004 году, когда Firefox вышел на рынок. Предполагается, что проблем будет еще больше, в том числе и с аналитиками, которые будут громогласно спорить о нерешительности Mozilla и даже о возможном поглощении компании. Google будет первой из потенциальных покупателей.
«У компании сейчас есть больше времени, чтобы проанализировать динамику рынка, который вследствие появления Chrome мог стать не только более конкурентоспособным, но и более дружелюбным к браузерам с открытым исходным кодом, - прокомментировал ситуацию руководитель научно-исследовательских работ открытого кода Ovum Лорен Лашаль (Laurent Lachal). - В конце концов, Chrome и Firefox могут и слиться, но сейчас две сильные компании, работая плечом к плечу, имеют больше шансов противостоять Microsoft, нежели по отдельности».
Mozilla остается только молиться, чтобы в Google разделяли эту точку зрения.