На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Софт: не покупать, а подписываться

Как пишет Computerworld, глава отдела исследований компании Microsoft Крейг Мунди (Craig Mundie) считает, что распространение софта по подписке может помочь компании уменьшить потери, вызванные пиратством. Речь идет не только о SaaS-модели. В качестве эксперимента в ряде развивающихся стран компания уже начала продажи компьютеров под общей маркой FlexGo.

OEM-версия Windows и других приложений Microsoft в них стоит совсем немного, но работает только ограниченное время (в систему встроен счетчик, замеряющий не время с момента производства компьютера, а только то время, когда компьютер был включен и использовался). По истечении этого срока функциональность урезается и покупателю предлагается купить и оплатить право на использование системы еще какое-то время. Если он не пользуется этой возможностью, компьютер блокируется и ОС Windows не загружается до тех пор, пока счастливый обладатель FlexGo не согласится заплатить еще.

Единственный видимый для пользователя в этой ситуации плюс - это отсутствие необходимости крупного единоразового платежа, который может быть достаточно обременительным. Попадание в кабалу даже к производителю лучшей в мире операционной системы - событие не из приятных. Во всех случаях кроме операционной системы, когда есть желание распространять софт по подписке, это можно сделать без отключения функциональности, - просто предоставляя пользователю некоторый минимально достаточный фронтенд, а всю обработку осуществляя, например, на сервере. Это и есть определение SaaS-модели и, шире, cloud computing.

Microsoft начинает двигаться в этом направлении, создавая продукты типа Office Live. Конечно, если у человека на компьютере просто нет приложения, то он его не украдет при всем желании. Требование постоянной онлайн-авторизации практически лишает пиратов каких-либо шансов на успех. Правда, и применим этот подход в полной мере только к тем приложениям, работа которых без подключения к Сети не нужна или нужна очень несильно - только в этом случае пользователь никак не страдает. К такому классу программ относятся, например, антивирусные решения. Dr. Web со своим AvDesk уже достаточно давно развивает именно SaaS-подход. По словам PR-менеджера компании «Доктор Веб» Кирилла Леонова, одно из главных достоинств интернет-сервиса заключается именно в том, что с его помощью кардинально решается проблема пиратства. Изначально Dr.Web AV-Desk устанавливают провайдеры, предоставляющие с его помощью антивирусную защиту в виде услуги. По сути, единственное, что требуется от абонента – зайти в «личный кабинет», через который, в частности, оплачивается Интернет, и поставить там соответствующую галочку. «Такая модель поставки антивирусного ПО в виде услуги уже доказала свою эффективность. На сегодняшний день наш интернет-сервис внедрили более 80 провайдеров, причем не только в России, но и в таких странах, как Украина, Казахстан, Киргизия, Эстония и Болгария», - рассказал Кирилл Леонов. Следует отметить, что последние нововведения «Доктора Веба» показывают еще одно существенное преимущество подхода: переход от дорогой и полнофункциональной к дешевой и упрощенной версии программы и обратно осуществляется в один клик, что кардинально отличает такую модель распространения софта от стандартных «коробочных» продаж.

«SaaS-модель - это замечательное решение проблемы пиратства в корпоративном секторе. Причем, это решение давно лежало на поверхности. Нет же проблемы пиратства других сервисов - предоставления Интернета, телефонии и тех же коммунальных услуг. Либо платишь и получаешь доступ, либо не платишь, и этот доступ тебе отключат. Как только стандарты SaaS приложений будут признаны в корпоративном сегменте вместо привычных дистрибутивов, проблему пиратства можно считать решенной», - оптимистично предполагает руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline Антон Салов. По оценкам г-на Салова, интерес к SaaS-решениям растет не только в Европе и США, но и в России. Особым спросом пользуются продукты обеспечения безопасности и решения по построению мобильного офиса типа Google Apps или Zoho. Нельзя не заметить, что в случае с офисными приложениями намечается и другая тенденция: Google при помощи Gears позволяет работать со своим офисным пакетом в офлайне, что, вообще говоря, не способствует использованию SaaS-модели для борьбы с пиратством.

Пусть с оговорками и очевидными недостатками, распространение софта по подписке - судя по всему действительно эффективный способ борьбы с пиратством. Правда, для многих пользователей наверняка возможность заплатить раз и иметь программу всегда - естественное желание и привычка, которую едва ли возможно и нужно пытаться победить.

Картина дня

наверх