В официальном блоге Last.fm появилось сообщение, суть которого сводится к тому, что использование Last.fm Radio становится платным во всех странах за исключением Великобритании, США и Германии. Это означает, что в России пользователи сервиса теперь не смогут бесплатно слушать музыкальные потоки по исполнителям, тегам или «рекомендованных исполнителей».
Каждый, конечно, может решить для себя, продолжать ли пользоваться сервисом - в конце концов, плата за него невелика - $3 в месяц. Проблема заключается в том, что все равно трудно предположить, что такое решение примут многие пользователи. Это, в свою очередь, уменьшит количество прослушиваний российской музыки. Значит, неизбежно ухудшение качества рекомендаций, касающихся отечественных исполнителей. Эта проблема, возникновение которой вполне вероятно, пока, скорее всего, решения не имеет: сервисов, сочетающих в себе радио и полноценные рекомендательные функции, ориентированных на российского потребителя, нет. Еще одно неприятное последствие возможного оттока пользователей - это ухудшение «социальной» составляющей: могут, например, опустеть какие-то группы. Скробблинг и статистика, остающиеся бесплатными, могут в связи с этим оказаться просто ненужными.
Причины решения и выбора стран, которых оно не касаются, просты. На всех рынках кроме трех, которым повезло, реклама продается достаточно плохо. Свойство ли это рынков, недоработки ли самого Last.fm, результат один - денег поступает недостаточно. Проблемы онлайнового радио начались не вчера. Связаны они с тем, что RIAA (американская ассоциация звукозаписывающих компаний) резко увеличила авторские отчисления для онлайновых станций. Теперь интернет-радио платит авторам больше чем эфирное: в RIAA такое решение мотивировали тем, что в онлайне есть больше способов заработать, чем в офлайне, где единственная монетизация - рекламная.
Следуя логике RIAA, в Last.Fm приняли решение воспользоваться дополнительными методами извлечения прибыли. Как сообщила Соня Соколова, генеральный директор музыкального интернет-магазина Soundkey, реализация рекламной модели в российских условиях достаточно сложна: «В Рунете все еще очень мало рекламодателей «развлекательного» профиля, несмотря на то, что социально-демографические показатели музыкальных сайтов обычно хороши и позволяют охватить одну из самых привлекательных аудиторий - молодых людей с высшим образованием». В то же время, по словам Сони Соколовой, задача продажи музыки тоже не слишком проста: пиратские копии слишком легкодоступны, а сами производители музыки никак не облегчают дистрибьюторам задачу продать их файлы.
Получится что-то у Last.Fm или нет, покажет время. Желающие пользоваться интернет-радио бесплатно имеют несколько возможностей. К их услугам молодая «Веборама», которая, хотя и не умеет давать рекомендации, но может подобрать музыку в зависимости от настроения (пользователя, а не своего). GrooveShark может и выдавать рекомендации – правда, пытаться найти в нем русскую музыку не надо. Те же, кто готов платить деньги, могут выбирать. Например, у них есть возможность платить 8,25 евро в месяц и слушать произвольную музыку через Spotify. Этот сервис позволяет слушать любую песню из его четырехмиллионного каталога по запросу и сколько угодно раз. Рекомендаций сам Spotify не выдает, но поддерживает скробблинг в Last.fm, где можно будет узнать, каких исполнителей рекомендуется слушать - и после этого наслаждаться их музыкой уже в Spotify.