Если, потратив 19 долларов, оформить предзаказ на новый альбом группы Sounds of Universe, можно будет получить доступ не только к трекам с альбома, но и к набору синглов, ремиксов и видеозаписей Depeche Mode. Расчет EMI прост: поклонники DM наверняка захотят посмотреть на эксклюзивные материалы любимой команды.
Следует отметить, что, вообще говоря, избранный путь — это путь многих социальных проектов, где выкладывается независимая от лейблов музыка. К таким проектам можно отнести, например, Kroogi или ArtistShare. Принцип прост: тот, кто больше платит артисту, получает доступ к большему количеству материалов. Разница в том, что и в сети Kroogi и в ArtistShare единожды заплатив, слушатель получает материал навсегда. В iTunes, увы, на время.
Таким образом, нововведение можно разделить на две части. Первая — это дополнительные возможности при пакетной покупке целого альбома. Вторая — это подписка на эти возможности. Первое можно объяснить, например, претензиями и намеками в сторону Apple со стороны звукозаписывающих компаний: своими продажами отдельных композиций iStore существенно пошатнул продажи альбомов. Эта проблема не раз поднималась представителями мейджоров, включая ту же EMI. Такая стимуляция поможет лейблам как-то исправить ситуацию.
Вторая составляющая — подписка — тоже существует. Крайним случаем подписки, вообще говоря, является прокат. Чаще всего подобный подход применяется по отношению к фильмам, а не к музыке: заплатив, человек получает возможность смотреть фильм в течение двадцати четырех часов. Как новинка воспринимается не прокат, а наоборот, переход от проката к продаже.
Однако следует заметить еще одну важную вещь. Yahoo, а вслед за ним и многие издания, ошиблись, назвав такую систему распространения новой. «Эту форму продаж впервые широко анонсировал в 1999 году Дэвид Боуи – он продавал таким образом бонусы к своему диску Hours всем участника BowieNet. Диск можно было заказать через службу доставки, и каждый, кто покупал его через сайт, мог скачать сначала альбом, а потом бонусы к нему в режиме ограниченного по времени доступа, — рассказала Telnews генеральный директор интернет-магазина легальной музыки Soundkey Соня Соколова, — Если бы это было эффективным способом, за 9 лет он бы поглотил весь музыкальный Интернет, как лесной пожар».
Поглощения не произошло, более того, вспомнили про опыт только девять лет спустя. Боуи был первопроходцем и действовал совсем в другом Интернете с другими пользовательскими привычками. Возможно, сейчас семена его опыта и взойдут на благодатной почве.